Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Заемщики проторговались
Треть корпоративной просрочки банкам дали магазины
Больше всего неприятностей банкам доставляют предприятия торговли – на долю этого сегмента приходится почти треть всех просроченных корпоративных кредитов. Между тем именно они являются наиболее желаемыми банковскими клиентами. Эксперты объясняют такой парадокс тем, что, несмотря на низкое качество обслуживания кредитов, торговые предприятия приносят банкам вдвое больший доход, чем нефтяники и энергетики, аккуратно обслуживающие свои ссуды.
Лидером по доле просроченной задолженности в общем портфеле проблемных корпоративных кредитов стал сектор оптово-розничной торговли, свидетельствуют данные центра экономических исследований университета «Синергия». На 1 августа доля этого сегмента в общем объеме корпоративной просрочки составила 30,3%, при этом за текущий год сфера торговли несколько улучшила свои показатели – на 1 января на ее долю приходилось 32,9% все просроченных корпоративных ссуд. Второе место по доле в общем объеме просроченных кредитов юрлицам занимает обрабатывающая промышленность – 23%, с начала года ее доля практически не изменилась. На третьем месте сельское и лесное хозяйство –9,5%, доля этого сегмента в совокупном объеме просроченных корпоративных кредитов с начала года выросла на 0,7 процентного пункта. Наиболее аккуратно обслуживают займы предприятия добывающей промышленности, энергетики, а также компании, работающие в сфере транспорта и связи – доля каждого из этих секторов в общем объеме просроченных корпоративных кредитов не превышает 3%.
По данным Банка России, общий объем кредитов, предоставленных банками компаниям на 1 сентября, составил 19,5 трлн руб., доля просроченной задолженности в нем – 4,88%, или 952,3 млрд руб.
При этом, как следует из опроса аудиторско-консалтинговой компании BDO в России, несмотря на высокий риск, именно предприятия торговли являются наиболее привлекательными с точки зрения кредитования для банков. На втором месте строительные компании, третье место занимают производители товаров массового потребления, в то время как транспортники и нефтяники занимают лишь четвертую и пятую позиции в рейтинге привлекательности заемщиков для банков.
Банкиры объясняют свой интерес к кредитованию рискованного сектора торговли высокими доходами, которые они получают, работая с такими компаниями. «Исторически торговля очень интересный банковский сектор,– отмечает зампред правления банка “Возрождение” Андрей Шалимов.– В этом сегменте банк зарабатывает, не только выдавая кредиты. Это и инкассация, и предложение услуг клиентам торговой точки, и предоставление платежных сервисов». Заемщики же традиционно менее рискованных отраслей не только не дают банкам комплексного дохода, но и в принципе не готовы платить за кредиты дорого. «Повышенный риск в торговле банки компенсируют высокой маржой,– добавляет зампред Нордеа-банка Михаил Поляков.– Небольшая торговая точка вряд ли может претендовать на кредит дешевле 20%, когда как крупная добывающая компания может рассчитывать на ставку в два-три раза меньше». К тому же не каждый банк может обеспечить крупной компании кредитный лимит в несколько сотен миллионов евро, продолжает господин Поляков.
Александра Баязитова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?