Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 248
Поделиться
За утилизацию будут платить все участники рынка
Автоконцерны уравняли в сборах
Под давлением ВТО правительство решило распространить утилизационный сбор на всех участников российского рынка, а не только на импортеров. Сами производители уверяют, что это «рушит всю схему защиты» отечественных автозаводов от последствий вступления в ВТО, так что «защитная мера обернулась против тех, кто ее лоббировал». Государство уже ищет возможности компенсаций, не противоречащих нормам ВТО. Иначе дополнительные расходы, например у АвтоВАЗа, могут превысить 14 млрд руб. в год.
Вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов заявил, что «механизм гарантий» утилизации автомобилей, который дает возможность российским автопроизводителям не платить сбор, «будет ликвидирован». «Будут введены такие же платежи, как платят иностранные производители»,– сказал министр. Он пояснил, что «принципиальное решение» принято, правительство разрабатывает нормативный акт, который будет «решать много технических деталей». Также он добавил, что президент Владимир Путин в декабре 2012 года в ходе саммита России и ЕС поручил в месячный срок проработать вопрос о «выравнивании условий» сбора, министерства «отработали». В Минпромторге пояснили “Ъ”, что изменение условия «займет около полугода», поскольку потребует внесения изменений в закон «Об отходах производства и потребления» и постановление правительства, которое регулирует уплату сбора.
«Это рушит всю схему защиты российских автопроизводителей от последствий вступления в ВТО»,– говорит один из участников рынка. Введенный с 1 сентября 2012 года сбор всегда объяснялся «защитой экологии» и необходимостью создания в России «развитой сети утилизации автомобилей». Но ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин после присоединения к ВТО. Размеры сбора для новых легковых машин составляют 17,2–110 тыс. руб., для новых LCV и грузовиков – 75–450 тыс. руб., для подержанных – от 132 тыс. до 1,7 млн руб. Производители, которые собирают машины в России, освобождены от сбора под гарантию утилизации машин в будущем. Чтобы получить такое право, они создали в каждом субъекте пункты приема автомобилей, подлежащих утилизации. Но сбор сразу же вызвал недовольство у других членов ВТО, поскольку «создает дискриминационные условия для импортеров».
«Теперь российские автозаводы будут вынуждены платить огромные деньги, которые никто не предусматривал в бизнес-планах. Сильнее всего пострадают производители LCV и грузовиков – фактически защитная мера обернулась против тех, кто ее лоббировал»,– говорит источник “Ъ” на рынке. В группе ГАЗ собираются «добиваться сохранения гарантий», уверяя, что «в действующем сейчас механизме нет дискриминации». «В отличие от импортеров, у нас есть активы в России, мощности и сеть по приему подлежащих утилизации автомобилей»,– заявила “Ъ” вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. «Еще больше сложностей возникнет у иностранных автоконцернов, которые производят машины в России в режиме промсборки, поскольку новый сбор, по сути, ухудшает условия соглашений с ними»,– говорит собеседник “Ъ” среди автопроизводителей.
В GM сообщили “Ъ”, что «не приветствуют какие-либо меры, которые ведут к удорожанию автомобилей». В Renault говорят, что «компания рассчитывала свои инвестиции в Россию исходя из тех условий законодательства, которые были известны при вступлении страны в ВТО». Из-за «внедрения новых правил» автоконцерну, возможно, придется «сократить объявленную инвестпрограмму и урезать анонсированные проекты». В «Фольксваген Груп Рус» «озабочены подобной перспективой». «Изначально введение утилизационного сбора не повлияло на конкурентную среду на авторынке России, но сейчас оно отразится на рентабельности нашего производства»,– говорят в компании. Там «слышали, что прорабатывается возможный механизм компенсации локальным автопроизводителям», но пока не знают деталей. В PSA Peugeot Citroen надеются, что «при разработке условий и порядка отмены механизма гарантирования утилизации будут предусмотрены меры, которые позволят сохранить благоприятные условия реализации инвестпроектов».
Андрей Белоусов подтвердил, что, поскольку по закону об иностранных инвестициях «никакие принимаемые изменения не могут ухудшить условия договора», министерство рассматривает компенсации иностранным автоконцернам «убытков от ухудшения условий реализации договора». Источники “Ъ” уверяют, что речь идет и о компенсациях российским производителям. «Но, пока очевидного варианта нет, прямые субсидии опять вызовут протест у ВТО»,– говорит собеседник “Ъ” на рынке. К тому же, добавляет он, «каждый раз субсидии придется согласовывать с Минфином как новую статью бюджета, а значит, нет уверенности, что их удастся обосновывать каждый год». В качестве другой меры рассматриваются налоговые льготы, «но покрыть ими все затраты на сбор вряд ли удастся». Как третий вариант обсуждается поддержка в рамках недавно принятой госпрограммы развития промышленности до 2020 года, например, через вложения государства в НИОКР, но и здесь возникает ряд сложностей.
Уравнивание сбора чревато для автопроизводителей очень большими затратами. «Учитывая продажи АвтоВАЗа в прошлом году и ставку сбора, заводу пришлось бы заплатить за 2012 год 14,4 млрд руб.»,– подсчитал Михаил Пак из «Атона». По оценкам аналитика, группе ГАЗ сборы обошлись бы в 13,5 млрд руб., КамАЗу – в 9,5–18 млрд руб., а «Соллерсу» – в 4,7 млрд руб. При этом автомобили группы ГАЗ, по оценкам Михаила Пака, подорожают на 24%, КамАЗа – на 14–26%, АвтоВАЗа – на 8%, а «Соллерса» – на 7%. «В итоге от сбора серьезнее всего пострадают производители грузовиков и LCV, которые сами лоббировали высокие ставки, чтобы защититься от импорта»,– отмечает аналитик. Иностранным автоконцернам тоже предстоят серьезные расходы – например, Volkswagen в 2012 году пришлось бы потратить €375 млн, Toyota – ?193 млн, Ford – ?143 млн.
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?