Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«ЮKassa»: как в 2022 году изменилось покупательское поведение?
Аналитики «ЮKassa» (сервис для приема онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании «ЮMoney») изучили интернет-платежи пользователей в магазинах разных сегментов — малого, среднего и крупного — за 2022 и 2021 годы. Согласно полученным данным, в 2022 году по сравнению с 2021 годом быстрее всего росли небольшие (оборот до 800 тысяч рублей в месяц) и средние (оборот до 6,4 млн рублей в месяц) магазины: на 21% и 20% соответственно.
Prostock-studio/shutterstock
В 2022 году изменились платежные сценарии, но россияне по-прежнему делают покупки в интернете. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ), доля маркетплейсов в общем объеме интернет-продаж в начале 2022 года составляла 39%, а в конце года — 45%. Однако у небольших интернет-магазинов тоже есть шанс заработать.
Маркетплейсы укрепили свои позиции: большую часть покупок россияне делают на пяти-шести крупных универсальных площадках. По оценкам АКИТ, рынок онлайн-торговли в 2021 году составил 3,6 трлн рублей, из них на маркетплейсы пришлось 39% — 1,4 трлн рублей. В 2022 году рынок e-com вырос до 5 трлн рублей, из которых на маркетплейсы пришлось 45% — 2,25 трлн рублей.
Но в 2022 году освободились ниши, которые смог быстро занять малый и средний бизнес. Это локальные бренды одежды, товаров для дома, специализированных товаров — например, для активного отдыха.
«Один из трендов e-com последних лет состоит в том, что платежный ландшафт меняется. Точкой входа в онлайн-торговлю для предпринимателей становятся маркетплейсы, а по мере развития бизнеса многие продавцы открывают свои онлайн-магазины. Поэтому мы считаем, что онлайн-магазины тоже могут заработать — особенно те, кто адаптировал свою стратегию под изменения на рынке и предлагает альтернативу ушедшим брендам», — отметил коммерческий директор «ЮMoney» Дмитрий Кармишин.
Самый большой рост в «ЮKassa» показали небольшие магазины (с месячным оборотом до 800 тысяч рублей). В них оборот платежей в 2022 году вырос на 21% по сравнению с 2021 годом, количество покупок — на 35%, а число плательщиков — на 13%. Средний чек, хоть и стал на 10% меньше, составил 2 004 рубля, что в два раза больше, чем в крупных магазинах.
Средние магазины (с оборотом до 6,4 млн рублей в месяц) за год выросли по обороту платежей на 20%, количество покупок в них увеличилось на 24%, количество покупателей — на 10%. Средний чек почти не изменился и составил 2 004 рубля.
У больших магазинов (с оборотом от 6,4 млн рублей в месяц) оборот вырос на 10%, количество покупок — на 31%. Плательщиков стало на 11% больше, а средний чек снизился на 16%, до 1 048 рублей.
«Несмотря на значительный рост российских маркетплейсов, в 2022 году смогли заработать и представители малого бизнеса, например локальные бренды одежды разного ценового сегмента и продавцы специализированных товаров. Некоторые из представителей малого бизнеса используют маркетплейсы и соцсети как площадки для развития — и при этом успешно продают в своих онлайн-магазинах», — подчеркнул коммерческий директор «ЮMoney».
Что покупали в небольших интернет-магазинах
В «ЮKassa» выросли продажи локальных производителей одежды. Обороты успешных платежей в небольших онлайн-магазинах мужской и женской одежды в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросли в 18 раз, покупок стало в 12 раз больше, а средний чек вырос на 55%, до 6 716 рублей.
Цифровые товары
На втором месте по росту оборота в небольших магазинах — категория цифровых товаров: онлайн-курсов, тренингов, музыки и т. п. С 2020 года популярность таких товаров заметно выросла.
В 2022 году число платежей за цифровые товары выросло в восемь раз к предшествующему году, а обороты площадок, которые продают музыку, фильмы и другой цифровой контент, увеличились втрое.
Оборот платежей на небольших онлайн-сервисах, которые предоставляют доступ к цифровым товарам, в 2022 году вырос в 10 раз, число покупок — тоже в 10 раз, а средний чек стал меньше на 7% и составил 616 рублей.
Товары для дома
В 2022 году россияне чаще стали покупать товары для дома — мебель, предметы интерьера, посуду, полотенца, постельное белье, товары для хранения и прочее — в маленьких интернет-магазинах.
Обороты в этой категории за год выросли втрое, количество оплаченных покупок — на 86%, средний чек — на 63%, до 5 382 рублей.
Товары и услуги для животных
В 2022 году по сравнению с годом ранее на 22% выросло число покупок в интернет-магазинах, которые продают лекарства для животных. Оборот платежей увеличился на 83%, а средний чек вырос на 50%, до 16 185 рублей.
Оборот платежей небольших магазинов в этой категории за год вырос в 2,7 раза, число оплаченных покупок — в 2,3 раза, средний чек стал на 18% больше и составил 4 152 рубля.
Товары для охоты и рыбалки
Специализированные нишевые товары, например для охоты и рыбалки, активного туризма и спорта, россияне предпочитают покупать в небольших онлайн-магазинах.
В 2022 году оборот таких магазинов по сравнению с 2021-м увеличился в 2,6 раза, количество покупок выросло вдвое, а средний чек — на 26%, до 8 068 рублей.
Из средних магазинов (с оборотом до 6,4 млн рублей в месяц) в 2022 году успешнее всего росли те, что продают мужскую и женскую одежду (в 11 раз), товары для охоты и рыбалки (в четыре раза), бытовую технику и электронику (в 3,5 раза), а также промтовары (в 2,4 раза).
В то же время крупные магазины (с оборотом больше 6,4 млн рублей) показали рост в следующих категориях: бытовая техника и электроника (в 6,5 раза), БАДы и спортивное питание (в шесть раз), цифровые товары (в четыре раза), ювелирные изделия (на 102%).
«ЮKassa»: «Черная пятница» установила новый рекорд продаж
«ЮKassa»: в октябре вырос спрос на товары для офиса
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.