Товарооборот (GMV) сегмента e-commerce «Яндекса» за 2022 год вырос почти в 2 раза по сравнению с 2021 годом и составил 308 млрд руб. Этот сегмент включает «Яндекс Маркет», доставку продуктов из магазинов в «Яндекс Еде» и Delivery Club (с 8 сентября 2022 года), а также «Яндекс Лавку» в России.
Primakov/ Shutterstock
В 4 квартале 2022 года рост GMV ускорился по сравнению с 3 кварталом 2022 года. GMV е-com «Яндекса» в 4 квартале 2022 года вырос на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2021 (до 112 млрд руб.). В 3 квартале 2022 года этот показатель вырос на 73% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (до 72,5 млрд руб.). Доля сторонних продавцов (3P) в GMV на маркетплейсе в 4 квартале 2022 составила 81%, примерно на уровне прошлого года.
Количество активных продавцов на «Яндекс Маркете» выросло почти в 2 раза и составило 43,7 тысяч на конец 2022 года. Активными считаются те продавцы, которые совершили не менее одной продажи в течение одного месяца до отчетной даты. При этом общее количество бизнесов, продающих свои товары на «Яндекс Маркете», достигло 65 тысяч.
В 4 квартале 2022 года произошло много важных запусков для продавцов на «Яндекс Маркете». Например, интеграция рекламной платформы маркетплейса с Директом, запуск программы лояльности и реферальной программы для продавцов, фиксированных тариф для продавцов недорогих товаров и т. д. Также было много улучшений в продукте для продавцов.
Количество активных покупателей «Яндекс Маркета» выросло на 43% и на конец 2022 года составило 14 млн. В отчетном периоде маркетплейс фокусировался на улучшении пользовательского опыта. Например, на «Маркете» появился пульт управления заказом, который позволяет выбрать удобные тип доставки, способ оплаты и другие параметры. За счет внедрения ML-технологий выросло качество поисковой выдачи в категории одежды и обуви.
В 4 квартале 2022 года прирост новых пользователей на маркетплейсе ускорился в 1,4–1,5 раза по сравнению с 3 кварталом того же года. Это стало дополнительным стимулом для увеличения продаж магазинов-партнеров на «Яндекс Маркете».
Количество брендированных пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» на конец 2022 года выросло в 1,7 раза по сравнению с концом 3 квартала 2022 года и в 2,8 раза по сравнению с концом 2021 года. Общее количество пунктов выдачи заказов в сети «Яндекс Маркета» превысило 10 тысяч точек.
Ассортимент товаров на маркетплейсе за год вырос более чем в 2 раза и на конец января 2023 года составил 47 млн SKU. «Яндекс Маркет» сохраняет фокус на расширении ассортимента на площадке (в частности, в категориях одежды и обуви, детских товаров, а также товаров для красоты), а также продолжает развивать каналы импортных поставок, собственные торговые марки и ресейл-направление.
«Яндекс Маркет» продолжает повышать эффективность бизнеса. Среди факторов, которые оказали положительное влияние — существенный рост сети пунктов выдачи заказов, повышение производительности фулфилмент-центров, а также расширение рекламных инструментов для продавцов. В результате юнит-экономика «Яндекс Маркета» в 4 квартале 2022 года улучшилась на 7,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Если сравнивать декабрь 2022 года с январем того же года — улучшение составило 13 п.п.
С учетом интеграции Delivery Club в бизнес «Яндекса», общий
e-grocery
бизнес (включает вертикаль потребительских товаров «Яндекс Маркета», данные «Яндекс Лавки» в России, а также доставку продуктов из магазинов в «Яндекс Еде» и Delivery Club [с 8 сентября]) показал рост GMV в. 183% в четвертом квартале 2022 относительно аналогичного периода 2021 года.
В четвертом квартале 2022 года GMV «Яндекс Лавки» вырос на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сервис продолжает сохранять позитивную маржинальность по юнит-экономике и остается одним из самых эффективных в мире в сегменте гиперлокальной доставки продуктов и хозяйственных товаров.
Количество дарксторов под управлением «Яндекс Лавки» к концу декабря 2022 года в России достигло 448.
Совместный проект «Маркета» и «Лавки» по доставке из дарксторов в регионах «Маркет» 15 показывает хорошие результаты: в регионах присутствия на этот проект приходится до 60% заказов маркетплейса и 25% GMV.
В сентябре 2022 года «Яндекс» закрыл сделку по покупке Delivery Club. За рекордные 12 недель Delivery Club и «Яндекс Еда» стали единой компанией, объединив команды и технологии.
GMV O2O-сервисов (включают «Яндекс Доставку», сервисы доставки заказов из ресторанов «Яндекс Еда» и Delivery Club, «Яндекс Лавка Израиль», «Яндекс Заправки», а также несколько небольших экспериментальных O2O-сервисов) в 4 квартале 2022 года вырос на 59% по сравнению с 4 кварталом 2021 года и составил 67 млрд руб.
Благодаря переводу курьеров-партнеров на единую платформу и развитию технологий в доставке «Яндекс Еде» и Delivery Club в 2022 году удалось снизить среднее время доставки заказа на 10% относительно прошлого года.
Объем заказов в час, которые выполняют курьеры-партнеры «Яндекс Еды» и Delivery Club, в четвертом квартале 2022 вырос на 20% по сравнению с четвертым кварталом 2021 года. Благодаря этому компании удается эффективнее сохранять доступность сервиса в сложных погодных условиях или при большом спросе. Так, курьеры могут выполнить больше заказов, а значит увеличить свой доход. Для пользователей, в свою очередь, это позволяет сохранить стандартное ценообразование и радиус доставки, а значит количество заказов, которые могут получить рестораны-партнеры, увеличивается.
«Яндекс Лавка» начала развивать доставку цветов от 10 минут
«Яндекс Маркет»: что и как покупают онлайн жители России?