Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 вышла из минуса
Крупнейший продуктовый ритейлер вернул чистую прибыль
X5 Retail Group в первом полугодии 2009 года снизила чистую прибыль по МСФО на 70% из-за убытка, полученного в первом квартале. Однако уже во втором квартале ритейлеру удалось выйти из кризиса: чистая прибыль выросла на 75%. Впрочем, аналитики называют превращения прибыли в убытки и наоборот «бумажными», полученными в результате изменения курса валют. В результате активной политики снижения цен X5 теряет валовую маржу, но выигрывает на выручке, которая в первом полугодии выросла на 46%.
Как следует из опубликованной вчера отчетности Х5 по МСФО, чистая прибыль за первое полугодие 2009 года снизилась на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 48 млн долл. На показатель чистой прибыли повлияли результаты первого квартала, когда чистый убыток составил 82,1 млн долл. Во втором квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года чистая прибыль выросла на 75,3%, до 130 млн долл.
Все эти изменения компания объясняет изменением курса рубля. «Чистая прибыль во втором квартале и чистый убыток в первом квартале вызваны исключительно переоценкой долга компании», — соглашается аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова. Колебания курса валют влияли на чистую прибыль из-за переоценки кредита Х5 на 1,1 млрд долл. «Это все не денежные показатели, поэтому инвесторы на них внимания не обращают», — добавляет аналитик.
Чистая выручка в первом полугодии выросла на 46% в рублях и на 6% в долларах и составила 131,5 млрд руб., или 3,9 млрд долл. EBITDA за этот период снизилась на 10,45%, до 347 млн долл., маржа EBITDA составила 8,7% против 9% в первом полугодии прошлого года. Валовая прибыль снизилась на 12,2%, до 979 млн долл. Во многом этими результатами ритейлер обязан своей политике снижения цен, активно проводящейся в последние месяцы. Снижение цен привело к росту трафика и росту выручки, говорят аналитики, но при этом снизило валовую маржу.
«Уменьшение валовой маржи было вполне ожидаемо, поскольку во всех дискаунтерах Х5 объявляла о снижении цен на весь ассортимент, а в супермаркетах — на 200 наименований, — говорит аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима. — Это увеличило потребительский трафик, но снижение цен имеет и оборотную сторону — это снижение гросс-маржи и EBITDA». Мария Сулима приводит в пример опыт «Магнита», отчитавшегося накануне: «У «Магнита», не снижавшего цены, трафик в первом полугодии был отрицательный, но при этом компании удалось удержать гросс-маржу». Валовая прибыль «Магнита» в первом полугодии 2009 года увеличилась на 48,5%, до 18,3 млрд руб., EBITDA — на 96,5%, до 7,4 млрд руб.
Х5 продемонстрировала хороший контроль над операционными затратами, затраты на персонал оказались меньше 9% от выручки, отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. Именно благодаря снижению административных издержек не очень сильно пострадала EBITDA, добавляет Наталья Смирнова: «Издержки компании снижались за счет сокращения зарплат и аренды. В процентном соотношении от выручки все административные издержки в первом квартале 2009 года составляли 17,2 против 18% годом ранее, а во втором квартале — 17% против 18,1%».
Между тем среди всех продуктовых ритейлеров наиболее эффективная модель бизнеса сейчас наблюдается у «Магнита», считает Мария Сулима. «То, что «Магнит» работает в регионах, дает преимущество, поскольку там он является крупнейшим игроком и имеет возможность получать выгодные условия у поставщиков. И у «Магнита» к тому же самая высокая в секторе централизация дистрибуции — 75%. У Х5 она ниже 50%, у «Дикси» — 30%».
МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?