Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
6 325
Поделиться
«X5» vs «Дикси»: Состязание за второе место
Отчётность «Дикси» (RTS: DIXY) и «X5 Retail Group» (IL: FIVE) по МСФО за 2012 год показывает, что между российскими компаниями розничной торговли намечается состязание за второе место
Раньше «Дикси» сравнивали с «Магнитом» (RTS: MGNT) по темпам роста бумаг на российском рынке, а теперь с «X5» – по EBITDA.
Выручка «X5» выросла за счёт увеличения на 12,3% объема чистых продаж в магазинах, торгующих продовольствием, одеждой, обувью и аксессуарами по сниженным ценам. За гламурным названием «мягкий» ритейл таится сеть магазинов «Пятёрочка».
«Х5» фокусируется на магазинах пешей доступности, прежде всего, из-за того, что «Карусель» и «Перекрёсток» не столь перспективны с точки зрения оборотов. В «мягком ритейле» проще проводить адресные промоакции, и, главное, продажи в нём составили 63% от общей чистой розничной выручки ещё в 2011 году.
Увеличение консолидированной выручки «Дикси» на 44% в рублях объясняется ее структурой. Почти на 50% выручка сети состоит из продуктов питания, на 17% из напитков и табака и на 30% – из другой бакалеи. Эти наименования подорожали больше всего.
«Дикси» не стали засорять свой ассортимент в отличие от «Магнита», который сделал ставки на развитие гипермаркетов, и «X5», фокус которой сместился на магазины, торгующие не только едой, но и другой продукцией.
«Дикси» продолжает конкурировать с «Магнитом» в сегменте пешей доступности, но это состязание неравных противников.
Перспективы «Х5» на 2013 год зависят от продаж в сопоставимых магазинах и от темпов расширения сети. В 2012 году этот показатель увеличился на 10,2% в магазинах пешей доступности, также небольшой рост был в «Пятёрочке», остальные сегменты выдали просадку. EBITDA в 2012 году упала на 16% до 288,6 млн долларов с 344 млн долларов за 2011 год.
Планам «Дикси» по повышению рентабельности в 2013 году может помешать сдержанность инфляции. При одном сценарии, компания не снизит темпы роста выручки, и придётся уступить способности покупателя диктовать цены. Выручка «Дикси» при этом может составить 211,48 млрд рублей (6,8 млрд долларов) при EBITDA 395 млн долларов. При втором сценарии, который представляется более вероятным, выручка вырастет в 2013 году только на 29%, что даёт EBITDA около 355 млн долларов при сохранении текущей маржи.
В любом случае, главным конкурентом «Дикси» будет «Х5 Retail Group», что может больно ударить по рентабельности в будущем, учитывая конкуренцию в сегменте дискаунтеров. «Х5 Retail» с 133,88 млрд рублей выручки уступает 70% выручке «Магнита», которая составляет 448,66 млрд рублей, но выглядит всего на 9% скромнее «Дикси», аналогичный показатель которой достигает 147 млрд рублей. Участие «Х5» в Сочинской программе в будущем году поспособствует росту выручки компании в размере 20 процентных пунктов, потому что перед Олимпиадой будет наблюдаться нехватка предложения продукции. В преддверии Сочи-2014 планируется реализовать 1 тыс наименований в 4,3 тыс точек розничных продаж.
Потенциал «Дикси» по повышению прибыли помимо ГК «Виктория» видится в фокусе компании на центральном регионе РФ, который упрощает политику ценообразования и минимизирует издержки на доставку груза. В отличие от «Магнита», вокруг которого уже не первый месяц ходят слухи о готовящейся экспансии на Дальний Восток, «Дикси» ведёт себя куда более скромно. Рост EBITDA за 2012 год составил порядка 28%, ориентировочно до 8,232 млрд рублей (265 млн долларов), по сравнению с 6,426 млрд рублей за 2011 год.
В свободном обращении находится порядка 32% акций «Х5». Но для желающих хеджировать покупки «Магнита» мы рекомендуем приобретать ГДР этой компании (IL: FIVE) и видим потенциал роста на 20%. В то же время котировки акций компании «Дикси» (RTS: DIXY) могут просесть под давлением конкуренции в сегменте дискаунтеров.
Михаил Крылов, ведущий аналитик аналитического департамента компании «Альпари», для РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.