Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 Retail выкупила бизнес пермского франчайзи из-за опасения конфликтов
Х5 Retail Group подписала соглашение о приобретении 100% бизнеса и активов своего франчайзингового партнера в Перми — компании «Кама-Ритэйл», чистая выручка которой в прошлом году превысила 50 млн долл. В структуру сделки вошли 28 магазинов «Пятерочка» общей площадью 19,9 тыс. кв. м, из которых 1,9 тыс. — в собственности «Кама-Ритэйл». Сумма сделки составит 18 млн долл., включая рефинансирование долга. По оценкам экспертов, Х5 выкупила «Кама-Ритэйл» по цене ниже рыночной. В данном случае выкуп франчайзи был предусмотрен договором концессии, однако, как напоминают аналитики, у Х5 часто возникают конфликты с партнерами, поэтому компании приходится выкупать их бизнес.
Х5 Retail Group основана в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». На начало 2008 года компания управляла 868 собственными магазинами «Пятерочка» и «Перекресток». Число франчайзинговых магазинов составляло 688 точек. Чистая выручка в 2007 году достигла 5,32 млрд долл., чистая прибыль — 141 млн долл., показатель EBITDA — 479 млн долл.
Предполагается, что сделку по покупке ООО «Кама-Ритэйл» Х5 закроет в апреле текущего года. По словам источника, близкого к «Кама-Ритэйл», покупка компании для Х5 была ожидаемой. «Опцион на выкуп доли в компании (не менее блокирующего пакета) был предусмотрен договором концессии, заключенным в 2005 году с правообладателем «Петерочки», санкт-петербургской компанией «Агроторг», — говорит источник. — При этом воспользоваться опционом «Агроторг» мог в течение трех лет». Гендиректор компании «Фуд Трэйд» (владеет ООО «Кама-Ритэйл») Сергей Лютаревич, комментируя сделку с Х5, также отметил, что продажа «Кама-Ритэйл» — «плановое завершение этого проекта». «За последние 12 месяцев оборот сети увеличился на 40% и к марту 2008 года превысил 1,5 млрд руб.», — говорит г-н Лютаревич.
По оценкам экспертов, «Кама-Ритэйл» досталась Х5 по цене ниже рыночной. «Минимальная рыночная стоимость торговой недвижимости в Перми оценивается в 2 тыс. долл. за 1 кв. м, — отмечает управляющий партнер компании Pollyanna Capital Partners Николай Габышев. — Если оценивать розничный бизнес «Кама-Ритэйл», то мультипликатор по чистой выручке должен быть равен 0,4». Исходя из этой оценки, рыночная стоимость бизнеса «Кама-Ритэйл» составляет около 20 млн долл., а цена собственных торговых площадей — 3,8 млн долл.
Покупка пермского франчайзи станет продолжением консолидации активов Х5 на Урале. В начале 2007 года компания создала «уральский кластер» — совместное предприятие (СП) с франчайзи Х5 в Челябинске, компанией «Урал-Агро-Торг». В СП вошло 40 магазинов «Пятерочка» в Челябинске и 25 — в Екатеринбурге. В новой компании Х5 получила 51% акций, 49% акций достались владельцам «Урал-Агро-Торг», но их Х5 обязалась выкупить до конца 2009 года. В этом году Х5 надлежит выкупить 24% акций в уральском СП.
«У Х5 не раз возникали конфликты со своими франчайзи, — комментирует аналитик ИФК «Алемар» Екатерина Стручкова. — Соответственно, для ритейлера собственные магазины обернутся меньшей кровью». По оценке аналитиков, покупка в Перми — небольшой вклад в выручку Х5. Основная цель сделки — закрепиться в стратегическом для Х5 Уральском регионе, и в частности на высококонкурентном пермском рынке, который уже поделен местными сетями: «СемьЯ» (30 магазинов), «Виват» (более 50 супермаркетов), «Добрыня» (10 магазинов). На этот рынок также активно идут другие федеральные ритейлеры: «Седьмой континент», Metro Cash & Carry. Аналитики не решаются прогнозировать, сумеет ли Х5 добиться успеха в этом городе.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.