Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 Retail укрепит свои позиции в Поволжье созданием высокотехнологичной логистики
Группа компаний X5 Retail Group, объединяющая продуктовые розничные сети «Пятерочка» и «Перекресток», создает единую систему управления поставками. Ее базой должна стать сеть мультиформатных логистических комплексов, которые повысят эффективность действующего бизнеса и послужат опорными пунктами для дальнейшего продвижения Х5 в регионы. Первые интегрированные склады компания намерена построить в Нижнем Новгороде, Самаре. Следующая на очереди — Казань.
Мультиформатные регионы
X5 Retail Group образована в мае 2006 года в результате слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». По оценке компании «Тройка Диалог», среди российских розничных сетей Х5 имеет наибольший потенциал роста, прежде всего благодаря размеру бизнеса: к началу 2007 года в управлении группы находились 168 супермаркетов «Перекресток» и 451 дискаунтер «Пятерочка». Еще 615 магазинами управляют франчайзинговые партнеры сети. К 2010 году общее число торговых точек Х5, согласно стратегии развития, перевалит за тысячу. Компания намерена продолжить свою региональную экспансию, ориентируясь на потребность провинциальных рынков в новых магазинных форматах. Судя по темпам роста продаж в прошлом году (см. график), потребительский потенциал регионов еще высок, а прирост среднего размера покупки в провинции оказался примерно таким же, как в Москве — 3−7% в течение года.
Как сообщил директор по коммуникациям Х5 Геннадий Фролов, компания намерена развивать в регионах мультиформатную сеть из дискаунтеров, супер— и гипермаркетов за счет консолидации активов и строительства новых магазинов. Пока в ней представлены два формата, но Х5 владеет опционом на покупку сети гипермаркетов «Карусель», срок которого истекает в начале 2008 года.
По оценке «Тройки Диалог», мультиформатность — серьезное преимущество Х5 в перспективе, но сегодня отсутствие интеграции в закупочной политике «Пятероч-ки» и «Перекрестка» создает внутреннюю конкуренцию магазинов. Компания устранит это недоразумение путем создания единой логистической системы.
Поволжские тест-пилоты
Х5 намерена построить в регионах сеть логистических центров, включающих современные склады с информационным и транспортным обеспечением и упаковочным сервисом. Каждый такой центр будет обслуживать магазины Х5 всех форматов.
Создание интегрированной логистической системы начнется с Нижнего Новгорода и Самары, которые считаются стратегическими для освоения розничного рынка Поволжья. Здесь на базе пилотных проектов компания протестирует новый для себя формат склада, логистические технологии и программное обеспечение. В Нижнем Новгороде Х5, по данным местного «Союза магазинов», контролирует 15% продуктовой розницы и является одним из лидеров рынка наравне с сетями «Магнит» и «Копейка». Компания представлена 14 магазинами «Перекресток» и планирует создать аналогичную по размеру сеть «Пятерочка». Пока магазины Х5 работают через распределительный центр компании «Сладкая жизнь», которая два года назад открыла склад класса А площадью 10 тыс. кв. м.
В Самарскую область, где сегодня работает пять супермаркетов «Перекресток» в столице региона и три в Тольятти, товары завозятся из логистического центра компании в Москве. В Самаре с ее высоким уровнем покупательной способности населения, как подчеркнул Геннадий Фролов, Х5 планирует опередить средние российские показатели роста продуктовой розницы, которые оцениваются в 14% в год. Для этого группа собирается расширять торговые площади и строить собственный логоцентр.
Эксперты и участники рынка считают шаг Х5 к созданию единой системы управления закупками вполне логичным. В городах-миллионерах с развитым продуктовым ритейлом существует серьезный дефицит качественных складских площадей и логистических услуг. Например, в Нижегородской области, отмечает руководитель Центра научной экспертизы Татьяна Романчева, из 350 тыс. кв. м складских помещений большая часть — это склады класса С. Услуги В2В оказывают торговым сетям компании «ВКТ», «Сладкая жизнь», «Райцентр», располагающие собственными дистрибуторскими центрами, однако возможности этих центров не могут удовлетворить потребности растущего бизнеса. Например, Самара нуждается в 250 тыс. кв. м складов класса А — это более чем вдвое превышает объем действующих мощностей класса А и В.
К середине года Х5 должна определиться с параметрами первых региональных мультиформатных центров и, соответ-ственно, с инвестициями. По предварительной информации, площадь складских помещений может составить 20−40 тыс. кв. м, стоимость строительства высокотехнологичного склада участники рынка оценивают в 1,5−2 тыс. долларов за один кв. м. В Нижнем Новгороде строительство комплекса начнется в 2007 году, в Самаре — в начале 2008−го.
С расчетом на перспективу
По информации Геннадия Фролова, сейчас доля прямых поставок «Пятерочки» с собственных складов составляет 55%, «Перекрестка» — 30−35%. За счет единой логистической системы планируется довести этот показатель для Х5 до 75%.
Мультиформатные логоцентры обеспечат столь необходимый компании эффект синергии, отмечает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Терентьев. За счет централизации закупок компания сможет увеличивать их объем и получать значительные скидки от поставщиков, что, в конечном итоге, позволит повысить рентабельность бизнеса. Впрочем, в краткосрочной перспективе на это вряд ли стоит рассчитывать, предупреждает аналитик, так как строительство логистических комплексов и создание единой системы поставок — процесс дорогостоящий.
Создание интегрированной логистики рассчитано на перспективу. С одной стороны, это плацдарм для дальнейшего проникновения на рынок. С другой — база для повышения эффективности бизнеса. Торговые сети постепенно исчерпывают потенциал легкого роста и начинают работать над снижением издержек. Преимущество здесь на стороне тех операторов, которые имеют собственные магазины и склады. Отлаженная инфраструктура поставок и технология продаж через корпоративный логистический центр позволяет сетевой компании сэкономить на закупочных и транспортных издержках 1−2% от товарооборота, что для продовольственной розницы весьма существенно. Кроме того, Х5, у которой уже сегодня половина торговых и складских площадей находится в собственности, по оценке экспертов «Тройки Диалог», должна стать одним из наиболее привлекательных партнеров или объектов покупки для иностранных ритейлеров.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.