Декоративное изображение
2 090

Поделиться

X5 Retail Group хочет открывать в регионах собственные универсамы

С начала года X5 Retail Group преследуют проблемы с франчайзи. Компания не нашла подходящего партнера в Нижнем Новгороде, попала в конфликтную ситуацию в Краснодаре, а теперь впервые в своей практике решила открывать по соседству с франчайзинговыми собственные “Пятерочки” в Самаре, так и не сумев договориться с владельцем франшизы о выкупе магазинов.

X5 Retail Group владеет сетями “Пятерочка” (на конец декабря — 451 универсам, еще 605 — у франчайзи) и “Перекресток” (на конец декабря — 168 магазинов, еще 10 — у франчайзи). Крупнейший пакет X5 (47,8%) — у совладельцев “Альфа-групп” Михаила Фридмана (21,9%), Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Еще 6,2% делят менеджеры “Альфы” Лев Хасис (1,8%), Александр Косьяненко (3,4%) и Алексей Резникович (1%). У основателей “Пятерочки” остается 21,2%: у Андрея Рогачева — 11,14%, у Александра Гирды — 9,33%, у Татьяны Франус — 0,59%, у Игоря Видяева — 0,17%. В свободном обращении на Лондонской фондовой бирже (LSE) — 24,8% акций. Капитализация на LSE вчера составила $5,84 млрд. Выручка Х5 Retail Group за девять месяцев 2006 г. — $2,411 млрд, чистая прибыль — $52 млн.  X5 Retail Group решила самостоятельно открывать магазины “Пятерочка” в Самаре, сообщил “Ведомостям” один из топ-менеджеров компании. По его словам, X5 длительное время вела со своим партнером — ООО “Агроторг-Самара” — переговоры о выкупе всех 46 универсамов сети, но стороны не сходились в цене, а затем акционеры “Агроторга” и вовсе передумали продавать магазины. Это подтверждает и гендиректор самарского филиала сети “Перекресток” Владимир Рыжков. Директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов подтвердил, что компания приняла решение о самостоятельном выходе с “Пятерочками” в Самаре. “Наши договорные отношения с партнером по франчайзи не препятствуют развитию собственной сети, Самара — интересный для нас регион, и собственные магазины только укрепят позиции группы”, — отметил Фролов. Связаться с представителями “Агроторг-Самара” вчера не удалось.

До сих пор собственных и франчайзинговых магазинов в одном городе X5 не открывала. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге компания управляет “Пятерочками” сама, в других регионах сеть развивают партнеры. Смешение магазинов на одной территории до сих пор было в практике “Копейки”. “Но у нас в договоре прописано обязательство о неконкуренции: собственные и франчайзинговые магазины открывались в строго определенных территориальных границах. У "Пятерочки", насколько мне известно, таких ограничений нет”, — комментирует руководитель программы развития франчайзинга “Копейки” Андрей Кондратюкин. Впрочем, особых трудностей в работе сети это не вызовет, полагает он. “Скорее, могут пострадать франчайзи. Для X5 важны высокие темпы роста, ресурсов у компании достаточно, поэтому компания идет в перспективные регионы всеми способами”, — рассуждает Кондратюкин. Учитывая, что у компании есть собственные логистические и дистрибуционные ресурсы, а для преодоления административных барьеров достаточно кадров и финансов, вряд ли возникнут трудности с работой собственных “Пятерочек”, соглашается Рыжков. Аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко полагает, что поводом для открытия собственных “Пятерочек” послужило получение девелоперским дивизионом X5 интересных помещений в Самаре.

Сейчас, по данным одного из бывших топ-менеджеров X5, отвечавших за франчайзинг, цена лицензии составляет около $1,5 млн и франчайзи сотрудничают с “Пятерочкой” с меньшей охотой. “Мы собираемся скорректировать политику в отношении франчайзи, приоритет для компании — открытие собственных магазинов. Мы продолжим сотрудничество лишь с наиболее эффективными региональными ритейлерами”, — прокомментировал Геннадий Фролов.

Проблемы в регионах

X5 не впервые сталкивается с трудностями при работе с франчайзи, указывает бывший гендиректор сети Дмитрий Потапенко. По его данным, владелец франчайзинговых “Пятерочек” в Краснодаре Владимир Измайлов планирует отказаться от франшизы из-за высоких паушальных платежей. По словам Геннадия Фролова, определенные трудности в работе с краснодарским франчайзи действительно есть, но никаких писем и судебных уведомлений X5 не получала. В январе стало известно о планах X5 по открытию собственных “Пятерочек” в Нижнем Новгороде, где компания с 2002 г. безуспешно пыталась продать франшизу. Но, по словам местных ритейлеров, “Пятерочка” уже на тот момент оценивала стоимость франшизы в $800 000, что не мог потянуть никто из них.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами