Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 покоряет «Седьмой континент»
Александр Занадворов выставил сеть на продажу
На российском рынке ритейла может состояться крупнейшая за последние годы сделка. Как стало известно “Ъ”, владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов выставил на продажу операционную компанию своей сети, а также права аренды 130 из 160 магазинов сроком на 15 лет. Наиболее вероятный покупатель – X5 Retail Group, недавно уступившая лидерство на рынке по выручке «Магниту». Если сделка состоится, продавец может заработать $2,4–4,05 млрд.
Александр Занадворов готов продать принадлежащую ему сеть «Седьмой континент», рассказал “Ъ” менеджер крупной продуктовой сети и подтвердил знакомый бизнесмена. В начале августа почти все крупнейшие ритейлеры получили предложение поучаствовать в объявленном господином Занадворовым тендере, рассказывает собеседник “Ъ”. По его словам, на продажу выставлено 100% ОАО «Седьмой континент» «за символическую плату». Эта компания сохранит права на имеющиеся товарные знаки сети, вся недвижимость, находящаяся в собственности, будет выведена в отдельную структуру, которую сохранит за собой сам господин Занадворов.
В обмен потенциальные покупатели должны предложить лучшую ставку на право аренды в течение 15 лет на 130 магазинов «Седьмого континента» (110 супермаркетов и 20 гипермаркетов) общей площадью около 450 тыс. кв. м. Итоги тендера были подведены 15 сентября, лучшее предложение сделала X5 Retail Group, в ближайшее время стороны планируют подписать документы по сделке, утверждают собеседники “Ъ”.
«Ставки аренды уже превышают докризисный уровень. Продолжать развивать сеть на новых арендованных площадях в данной ситуации менее рационально, чем уступить долю рынка более крупному оператору»,– поясняет источник, близкий к господину Занадворову. Приглашение участвовать в тендере получали «Магнит» и «Дикси», но не заинтересовались предложением, подтвердили собеседники “Ъ” в этих компаниях. Представитель Auchan сообщил, что компания «не в курсе» тендера. Александр Занадворов отказался от комментариев.
Согласно опубликованным в пятницу сообщениям о существенных фактах ОАО «Седьмой континент», в компании и структуре ее акционеров уже происходит реорганизация. 100% ОАО консолидировала принадлежащая Александру Занадворову кипрская Pakva Investments Ltd. До сих пор ей принадлежало лишь 25,19%, а остальные 74,81% контролировала другая структура господина Занадворова – Pakwa Investments Ltd. В форме выделения из ОАО «Седьмой континент» создается новое юридическое лицо – ОАО «7К-Недвижимость». Именно оно получит в собственность часть недвижимости «Седьмого континента», остальное у другой компании Александра Занадворова – ОАО «Мкапитал», говорит источник “Ъ”, близкий к ритейлеру.
В 2012 году выручка «Седьмого континента» по РСБУ составила 62,856 млрд руб., чистая прибыль – 3,164 млрд руб. (около $2,02 млрд и $101,8 млн соответственно).
Выручка X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по итогам 2012 года – $15,795 млрд. Крупнейший акционер – «Альфа-групп» с 47,86% акций, еще у 16,35% основателей «Пятерочки», 35,71% – в свободном обращении. Капитализация в пятницу на LSE – $4,59 млрд.
Лидер продуктового ритейла X5 Retail Group переживает не лучшие времена. В начале этого года компания уступила своему извечному конкуренту «Магниту» первое место не только по количеству магазинов, но и по выручке. По итогам первого квартала выручка «Магнита» составила 131 млрд руб., в то время как у X5 Retail Group – 126 млрд руб. По итогам полугодия ситуация не изменилась: выручка «Магнита» (7416 магазинов) – 272,8 млн руб., X5 Retail Group (4031) – 259,3 млн руб.
По словам начальника отдела стрит-ритейла Jones Lang LaSalle Светланы Яровой, рыночная ставка аренды на помещения «Седьмого континента» может составлять $350–600 за 1 кв. м в год без учета НДС и операционных расходов в случае их сдачи продуктовому оператору. Источник “Ъ”, знакомый с ситуаций, утверждает, что предложение Х5 составляет $550 за 1 кв. м в год. Таким образом, 450 тыс. кв. м могут приносить $157,5–270 млн в год. За 15 лет это $2,36–4,05 млрд, что превышает даже оценку рекордной для российского рынка ритейла сделки по покупке X5 Retail Group сети «Копейка» у главы «Уралсиба» Николая Цветкова в 2010 году, составившую $1,6 млрд. Последняя сделка такого масштаба прошла в марте 2011 года, когда группа «Дикси» приобрела сеть «Виктория» за 25,6 млрд руб. (около $0,9 млрд).
Всего у «Седьмого континента» 160 магазинов, из которых еще тридцать не принадлежат структурам господина Занадворова. По словам консультантов на рынке недвижимости, примерно треть арендованных площадей – это объекты ЗАО «Корпорация АНД», контролируемого семьей Гуцериевых. По словам одного из них, сроки аренды большинства объектов истекают в ближайшее время, и собственником уже было принято решение отказаться от их пролонгации в пользу более привлекательных брендов.
В случае сделки для X5 Retail Group логично будет отказаться от использования бренда «Седьмой континент», который не представляет для нее ценности, считает аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ. «У X5 Retail Group уже есть три основных формата, при этом сеть исторически испытывает трудности с интеграцией новых»,– поясняет он. В 2008 году агентство Interbrand оценивало стоимость бренда «Седьмого континента» в $82 млн, а агентство Millward Brown позднее включало его в список 50 самых быстрорастущих по стоимости брендов в мире за период с 2001 по 2011 год.
Павел Белавин, Халиль Аминов, Олег Трутнев, Владимир Лавицкий, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.