Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 подумывает налить, а "Магнит" - выращивать огурцы
Крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group ищет возможности создания совместных предприятий с производителями продуктов питания и напитков, рассказали Рейтер несколько источников в торговой отрасли и банковских кругах.
"X5 изучает варианты создания СП с российскими производителями продуктов и напитков. Компания дает гарантии поставок их продукции и выпуска собственных торговых марок на их мощностях, но в обмен на долю в капитале производителя", - рассказал Рейтер источник, близкий к компании.
Информацию подтвердили три источника в банковских кругах, с которыми Х5 обсуждала эту тему.
Глава Х5 Лев Хасис подтвердил Рейтер, что компания готова рассматривать такие проекты, но подчеркнул, что интерес пока лежит в гипотетической плоскости, и в 2010 году сделки "маловероятны". Единственное исключение - производство крепкого алкоголя, отметил он.
"Мы считаем, что в целом проекты вертикальной интеграции имеют право на жизнь и теоретически мы готовы их рассматривать".
Хасис сообщил, что X5 поступают многочисленные предложения от поставщиков получить долю в их капитале в обмен на гарантированные поставки.
"До сих пор мы от таких предложений отказывались: нам как торговой компании это скорее помешает, свяжет обязательствами перед одним поставщиком и создаст неравные конкурентные условия для других, невыгодно в первую очередь нам самим", - сказал Хасис.
"Есть одна специфическая отрасль, присутствие в которой для нас, возможно, было бы обоснованно - это производство крепкого алкоголя под нашими частными марками. С установлением государством лимитированных минимальных отпускных и розничных цен на водку, мы оказались лишены возможности закупать у производителей алкоголь дешевле".
Хасис добавил, что в этой связи участие X5 в части прибыли производителей может быть ей интересно.
"Мы об этом подумаем", - сказал глава Х5.
И МАГНИТ ТОЖЕ
Собственную производственную базу наращивает и главный конкурент Х5 Магнит, рассказали Рейтер два источника в рознице и один в банковских кругах. По словам собеседников Рейтер, Магнит занялся масштабным строительством теплиц в Краснодарском крае для выращивания собственных овощей для сети.
Собеседники Рейтер отметили, что для Магнита запуск производства овощей - скорее вынужденный шаг.
"Компании требуются огромные объемы товаров, а на рынке крупных консолидированных поставщиков овощей просто нет", - рассказал источник, близкий к акционерам Магнита. По словам собеседников Рейтер, компания также вынашивает планы запуска производства овощных консервов и рассматривает другие сегменты в производстве продуктов питания.
Директор по связям с инвесторами Магнита Олег Гончаров отказался от комментариев.
ЗАЧЕМ РИТЕЙЛЕРАМ ЕДА
Одна из главных причин интереса ритейлеров к диверсификации в сторону производства - стремление обеспечить наполняемость полок, бесперебойность и стабильность поставок качественных товаров, предполагает аналитик банка Nomura Михаил Терентьев.
"Это особенно актуально в отношении товаров под собственными торговыми марками. В России большая проблема найти хороших поставщиков качественных продуктов в большом объеме, в то время как стратегия Х5 и Магнита предполагает увеличение доли собственных марок в ассортименте. Участие в капитале могло бы помочь это контролировать", - сказал Терентьев.
Однако для рынка такая диверсификация - скорее негативный сигнал, считают аналитики и эксперты.
"Очень мало примеров, когда ритейлеры успешно занимались бы производством за исключением, разве что, крупных ритейлеров одежды. Это рождает неизбежный внутренний конфликт и большие риски - вдруг резко подешевеют огурцы где-нибудь в Турции, и тогда неизвестно, что делать со своими", - сказал директор инвесткомпании Prosperity Capital Алексей Кривошапко.
"Риски такого подхода для - в распылении фокуса компании на непрофильный бизнес", - считает Терентьев.
X5 Retail Group объединяет свыше 1.400 собственных и 640 франчайзинговых магазинов под брендами Пятерочка, Перекресток, Карусель. Выручка в 2009 году - 275,2 миллиарда рублей.
Магнит насчитывает около 3.500 одноименных продуктовых магазинов. Выручка в 2009 году - 169,8 миллиарда рублей. Reuters
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?