Декоративное изображение
4 508

Поделиться

X5 подумывает налить, а "Магнит" - выращивать огурцы

Крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group ищет возможности создания совместных предприятий с производителями продуктов питания и напитков, рассказали Рейтер несколько источников в торговой отрасли и банковских кругах.

"X5 изучает варианты создания СП с российскими производителями продуктов и напитков. Компания дает гарантии поставок их продукции и выпуска собственных торговых марок на их мощностях, но в обмен на долю в капитале производителя", - рассказал Рейтер источник, близкий к компании.

Информацию подтвердили три источника в банковских кругах, с которыми Х5 обсуждала эту тему.

Глава Х5 Лев Хасис подтвердил Рейтер, что компания готова рассматривать такие проекты, но подчеркнул, что интерес пока лежит в гипотетической плоскости, и в 2010 году сделки "маловероятны". Единственное исключение - производство крепкого алкоголя, отметил он.

"Мы считаем, что в целом проекты вертикальной интеграции имеют право на жизнь и теоретически мы готовы их рассматривать".

Хасис сообщил, что X5 поступают многочисленные предложения от поставщиков получить долю в их капитале в обмен на гарантированные поставки.

"До сих пор мы от таких предложений отказывались: нам как торговой компании это скорее помешает, свяжет обязательствами перед одним поставщиком и создаст неравные конкурентные условия для других, невыгодно в первую очередь нам самим", - сказал Хасис.

"Есть одна специфическая отрасль, присутствие в которой для нас, возможно, было бы обоснованно - это производство крепкого алкоголя под нашими частными марками. С установлением государством лимитированных минимальных отпускных и розничных цен на водку, мы оказались лишены возможности закупать у производителей алкоголь дешевле".

Хасис добавил, что в этой связи участие X5 в части прибыли производителей может быть ей интересно.

"Мы об этом подумаем", - сказал глава Х5.

И МАГНИТ ТОЖЕ

Собственную производственную базу наращивает и главный конкурент Х5 Магнит, рассказали Рейтер два источника в рознице и один в банковских кругах. По словам собеседников Рейтер, Магнит занялся масштабным строительством теплиц в Краснодарском крае для выращивания собственных овощей для сети.

Собеседники Рейтер отметили, что для Магнита запуск производства овощей - скорее вынужденный шаг.

"Компании требуются огромные объемы товаров, а на рынке крупных консолидированных поставщиков овощей просто нет", - рассказал источник, близкий к акционерам Магнита. По словам собеседников Рейтер, компания также вынашивает планы запуска производства овощных консервов и рассматривает другие сегменты в производстве продуктов питания.

Директор по связям с инвесторами Магнита Олег Гончаров отказался от комментариев.

ЗАЧЕМ РИТЕЙЛЕРАМ ЕДА

Одна из главных причин интереса ритейлеров к диверсификации в сторону производства - стремление обеспечить наполняемость полок, бесперебойность и стабильность поставок качественных товаров, предполагает аналитик банка Nomura Михаил Терентьев.

"Это особенно актуально в отношении товаров под собственными торговыми марками. В России большая проблема найти хороших поставщиков качественных продуктов в большом объеме, в то время как стратегия Х5 и Магнита предполагает увеличение доли собственных марок в ассортименте. Участие в капитале могло бы помочь это контролировать", - сказал Терентьев.

Однако для рынка такая диверсификация - скорее негативный сигнал, считают аналитики и эксперты.

"Очень мало примеров, когда ритейлеры успешно занимались бы производством за исключением, разве что, крупных ритейлеров одежды. Это рождает неизбежный внутренний конфликт и большие риски - вдруг резко подешевеют огурцы где-нибудь в Турции, и тогда неизвестно, что делать со своими", - сказал директор инвесткомпании Prosperity Capital Алексей Кривошапко.

"Риски такого подхода для - в распылении фокуса компании на непрофильный бизнес", - считает Терентьев.

X5 Retail Group объединяет свыше 1.400 собственных и 640 франчайзинговых магазинов под брендами Пятерочка, Перекресток, Карусель. Выручка в 2009 году - 275,2 миллиарда рублей.

Магнит насчитывает около 3.500 одноименных продуктовых магазинов. Выручка в 2009 году - 169,8 миллиарда рублей. Reuters

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами