Декоративное изображение
3 920

Поделиться

X5: переделка «Пятерочек» затягивается

X5 Retail Group не выдерживает обещанные темпы переделки «Пятерочек»

Реновация сети «Пятерочек», на которые приходится основная доля продаж X5 Retail Group, будет идти медленнее, чем ранее объявляла компания. Ритейлер планировал в нынешнем году обновить около 1100 магазинов, а к концу 2015 закончить изменения во всей сети. Оказалось, что рестайлинг и перестройка магазинов требуют больше внимания и усилий, чем ожидалось.

В пятницу второй по обороту ритейлер в России X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») провела телефонную конференцию для инвесторов и аналитиков, посвященную результатам за 2013 год. Накануне компания опубликовала аудированную финансовую отчетность по МСФО. Большинство вопросов инвестиционных аналитиков относилось к программе обновления сетей, которую X5 начала в середине прошлого года, и ее первым результатам.

В октябре 2013 года стало известно, что ритейлер обновит интерьеры, ассортимент и логотип ключевой для компании сети – «Пятерочки» (см. РБК daily от 01.10.13). Ее доля в обороте группы составляет 65%, на 28 февраля 2014 года сеть насчитывала 3882 магазина. Радикальные перемены компания начала для того, чтобы остановить отток покупателей из своих дискаунтеров. Начиная с середины 2011 года трафик в «Пятерочках» уходил в пике, с разной степенью глубины, от квартала к кварталу, следует из данных компании.

Комментируя первые результаты программы, финансовый директор X5 Сергей Пивень сообщил, что в прошлом году удалось обновить около сотни точек, 19 находятся в процессе (с прошлого года) и 12 прошли реновацию уже в 2014 году.

«Общее количество обновленных магазинов («Пятерочек». – РБК) будет меньше, чем мы ранее заявляли. В четвертом квартале мы поняли, что ключом к успешному обновлению магазинов является уверенность, что оно исполняется надлежащим образом, а это требует больше времени и внимания менеджмента», – сказал Сергей Пивень.

Ранее ритейлер заявлял, что планирует обновить 130 магазинов «Пятерочка» в 2013 году. На 2014 год план по обновлению включал 1100 точек, завершение программы для «Пятерочек» предполагалось к концу 2015 года. В среднем стоимость обновления одной точки составляет около 360 тыс. долл., но может сильно варьироваться в зависимости от состояния точки. На переформатирование за полтора года X5 предполагала потратить от 160 млн до 440 млн долл.

Как пояснил финансовый директор, в прошлом году менеджмент пришел к заключению, что не стоит гнаться за количеством обновленных точек, а нужно сфокусироваться на качестве этого обновления. Точное количество магазинов, которые пройдут трансформацию в текущем году, Пивень назвать затруднился, объяснив, что это зависит от множества факторов.

Первые операционные результаты, в частности сопоставимую выручку обновленных магазинов, несмотря на настойчивые вопросы аналитиков, представители компании отказались озвучить до подведения итогов первого квартала, сообщив лишь, что магазины генерируют ожидаемые компанией результаты.

Это (процесс реновации и улучшение операционных показателей. – РБК) не спринт, а марафон», – несколько раз подчеркнул Сергей Пивень и попросил инвестиционное сообщество проявить терпение.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева полагает, что комментарии менеджмента пока не добавляют ясности в то, как происходит процесс преобразований в компании. «С одной стороны, это можно объяснить нежеланием делиться деталями, чтобы конкуренты не знали подробностей происходящих изменений, однако с другой стороны, может сложиться впечатление, что компания действует методом проб и ошибок и не имеет всей полноты картины результатов изменений», – комментирует аналитик сообщение о замедлении реновации «Пятерочек» и отказ компании сообщить их первые операционные результаты. Наталья Колупаева добавляет, что такая интрига, которую поддерживает компания, сохраняется не в лучшей рыночной ситуации, что только наращивает напряжение.

Аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина, напротив, считает, что менеджмент более устойчиво стоит на земле. «Они нащупали определенные реперные точки и начинают работать», – говорит она. И хотя прогноз компании на 2014 год предполагает самый низкий рост среди российской публичной розницы, как подчеркивает Мария Колбина, важно, что менеджмент стал разбираться в сути бизнеса и начал менять процессы. «Для инвесторов очень важно, что исчез страх развития компании по негативному сценарию», – резюмирует аналитик.

X5 дала прогноз выручки в рублях на 10–12% в 2014 году, что немногим выше прироста в прошлом году, тогда продажи сети выросли на 8, 7%, до 532, 69 млрд руб. Главный конкурент X5 – лидер розницы «Магнит», который, хоть и снизил свои ожидания в результатах на текущий год, прогнозирует рост выручки до 22–24%. «Дикси» ожидает роста выручки на 15–20% в этом году, а «О’Кей» – на 15–19%.

X5 Retail Group основана в мае 2006 года, на 31 декабря 2013 года под управлением X5 находилось 4, 54 тыс. магазинов. По итогам 2013 года чистая прибыль компании составила 344, 9 млн долл. против убытка в 126, 5 млн долл. годом ранее, выручка выросла на 6, 3%, до 16, 8 млрд долл.

Основные акционеры Х5, кроме «Альфа-Групп» (48, 41%), также основатели «Пятерочки» (16, 35% акций); фонды Genesis Asset Managers (5, 23%) и T. Rowe Price Associates (4, 99%).

Анна Левинская, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами