Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 086
Поделиться
X5 не удержала марку
Х5 Retail Group не сможет использовать свой бренд "Пятерочка" в Татарии до 2014 года, подтвердил вчера арбитражный суд республики: только в этом году закончится франчайзинговый договор X5 с местной компанией "Ак Барс Торг". Х5 должна переименовать свои 28 магазинов, чтобы не мешать лицензиату.
Право на использование товарного знака "Пятерочка" в Татарии ООО "Ак Барс Торг" (входит в холдинг "Ак Барс", который является совладельцем одноименного правительственного банка) получило в декабре 2004 года, заключив договор франчайзинга с ООО "Агроторг" (сейчас является "дочкой" X5 Retail Group, развивающей сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). К сегодняшнему дню лицензиат успел открыть 77 магазинов в республике. Собственные магазины в Татарии под вывеской "Пятерочка+" Х5 начала открывать в начале 2009 года, сейчас их 28.
Еще прошлым летом "Ак Барс Торг" пожаловался на конкурента в местное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС): по мнению компании, "Агроторг" неправомерно стал использовать товарный знак "Пятерочка" в республике. 17 декабря 2009 года УФАС признало "Агроторг" нарушившим ч. 1 и 2 ст. 14 федерального закона "О защите конкуренции" ("Недобросовестная конкуренция"): на ритейлера был наложен штраф в 10,59 млн руб. и было выдано предписание прекратить использовать наименование "Пятерочка+" на период действия договора коммерческой концессии с "Ак Барс Торгом". До 1 апреля 2010 года "Агроторг" должен был снять соответствующие вывески. Практически сразу Х5 обратилась в арбитражный суд Татарии с иском, оспаривающим решение УФАС.
Вчера суд отклонил иск "Агроторга". В ходе судебного заседания заместитель директора по общим вопросам "Ак Барс Торга" Эдгар Сардар рассказал, что "Ак Барс Торгу" в 2004 году были переданы непосредственно исключительные права на бренд "Пятерочка". Представитель "Агроторга" Артур Сибгатуллин возражал, что "по договору коммерческой концессии "Агроторг" передал "Ак Барс Торгу" комплекс исключительных прав, в том числе на товарный знак в пользование, а не во владение или собственность". УФАС же, по его словам, основывало свое декабрьское решение на том, что "Агроторг" "произвел временное отчуждение комплекса данных прав на территории Татарстана", хотя "никакого отчуждения не было" и оно "в принципе невозможно". Х5 вновь попытается оспорить решение, так как считает, что оно "не учитывает права "Агроторга" на предпринимательскую деятельность", говорит директор филиала "Приволжский" X5 Радик Ибрагимов.
Чистая выручка X5 Retail Group в 2009 году составила $8,675 млрд, или 275,183 млрд руб. "Альфа-групп" принадлежит 47,9% X5, 23,1% — у основателей "Пятерочки", у менеджмента — 1,9%, казначейские бумаги — 0,1%, free float — 27%. Капитализация вчера на LSE — $8,215 млрд.
Директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов говорит, что всего у "Пятерочки" более 10 крупных франчайзи — они объединяют от 30 до 100 магазинов каждый. С некоторыми из них в договоре зафиксирован запрет на самостоятельное развитие Х5 в регионе, говорит он и приводит в пример лицензиата в Воронеже. Контракт с "Ак Барс Торгом" такого запрета не подразумевает, отметил он и назвал конфликт с партнером "надуманным".
Разрешить спор Х5 могла бы, выкупив бизнес франчайзи: покупка лицензиатов входит в стратегию ритейлера с 2006 года. Компания уже выкупила своего партнера в Перми (компанию "Кама-Ритейл") в марте 2008 года и в Ростове-на-Дону ("Агроторг-Ростов") в январе 2009 года. Также у Х5 есть опционы на выкуп других своих франчайзиновых партнеров, например ООО "Вега" (Вологодский регион), ООО "Белхладоопт" (Белгородский регион) и др. Опциона на выкуп "Ак Барс Торга" у ритейлера нет, говорит топ-менеджер Х5. Ведутся ли переговоры о покупке лицензиата, собеседник не раскрывает.
Ъ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.