Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
X5 готовит аттракцион
Ее «Карусели» отдадут треть площадей в аренду
Крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group переформатирует свои гипермаркеты «Карусель» – их площадь не должна будет превышать 4,5 тыс. кв. м. Но почти половина «Каруселей» гораздо больше, лишние помещения поступят в аренду. До сих пор они использовались неэффективно: по продажам с квадратного метра X5 отстает от конкурентов.
Сейчас под управлением Х5 Retail Group находится 78 гипермаркетов «Карусель», все они разные по площади – от 3,5 тыс. до 10 тыс. кв. м. Х5 решила перевести все объекты под единый формат – 3,5–4,5 тыс. кв. м, сократив площади крупных магазинов, рассказал “Ъ” гендиректор Х5 Андрей Гусев. Освободившиеся в результате перестройки помещения будут сданы в аренду сторонним компаниям, добавил он.
Всего могут быть «урезаны» 32 гипермаркета: шесть из них занимают сейчас примерно по 10 тыс. кв. м, остальные – 6–8 тыс. кв. м. Таким образом, под аренду высвободится 72–156 тыс. кв. м. Общая площадь всех гипермаркетов Х5 на конец 2011 года составляла 371 тыс. кв. м., то есть она может сократиться на 19–42%.
Под сокращение попадет и ассортимент: сейчас в гипермаркетах он составляет 20–40 тыс. позиций. Предполагается, что ассортимент во всех гипермаркетах теперь не превысит 20–25 тыс. наименований, причем за счет сокращения доли непродовольственных товаров – с нынешних 20–30% до 10–15%.
«Гипермаркеты небольшого формата и с меньшим ассортиментом более эффективны с точки зрения выручки с 1 кв. м и маржинальности»,– объяснил “Ъ” источник в Х5.
На 31 декабря 2011 года под управлением Х5 Retail Group находилось 3,002 тыс. магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др. Выручка в 2011 году выросла на 32%, до 452,48 млрд руб. ($15,39 млрд). «Альфа-групп» принадлежит 47,86% компании, основателям «Пятерочки» – 19,85%, 32,09% находится в свободном обращении на Лондонской бирже, 0,09% акций принадлежат менеджменту и членам правления, 0,11% – казначейские акции. Капитализация вчера – $5,75 млрд.
Х5 развивает сеть гипермаркетов с 2008 года после покупки за $940 млн. 23 магазинов «Карусель» у основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева. Но до сих пор компания лучше всего управляет дискаунтерами, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. В 2009 году Х5 даже рассматривала возможность продать непривычный для себя формат больших магазинов, рассказывали “Ъ” участники рынка: предложение, например, получал «Седьмой континент». Сейчас о продаже речи не идет, заверил Андрей Гусев.
По итогам 2011 года выручка сопоставимых гипермаркетов Х5 не выросла. В четвертом квартале и вовсе было падение продаж на 6%: по данным UBS, снижение продаж в октябре–декабре на 9% зафиксировано в Санкт-Петербурге и регионах, выручка московских гипермаркетов просто не росла. В Петербурге покупательский поток у «Каруселей» за этот период упал на 10%, в регионах – на 9%, в Москве – на 3%. Средний чек в гипермаркетах вырос на 3% по итогам всего года.
Слабые результаты привели фактически к приостановке развития формата: в 2011 году Х5 не открывала новых гипермаркетов. Но в ноябре Х5 усилила команду по развитию «Каруселей» – директором сети был назначен бывший топ-менеджер чешской Kaufland и немецкой Rewe Group Ян Фукс.
Пока гипермаркеты Х5 имеют самый низкий в отрасли уровень продаж с 1 кв. м – всего $6,4 тыс. Для сравнения, «Ашан» наторговывает $18 тыс., «О’кей» – $11 тыс., гипермаркеты «Магнита» – $7,4 тыс. (см. таблицу). Урезав гипермаркеты, Х5 может повысить продажи на 10–12%, до примерно $7,2 тыс. с 1 кв. м, считает господин Кривошапко. Но чтобы не потерять рентабельность, которую Х5 имела на освобождающихся площадях, нужно получить арендную ставку не меньше $450 за 1 кв. м, рассуждает он. «Х5 нужно искать арендаторов на площади 1,2–3,5 тыс. кв. м, а такие большие площади так дорого не арендуются»,– сомневается эксперт. Аренда площадок до 200 кв. м может стоить $300–1500 за 1 кв. м в год в зависимости от региона, крупных площадей – $100–300 за 1 кв. м, отмечает директор отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield Михаил Свердлов.
Кристина Бусько, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?