Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 479
Поделиться
X5 дала обратный ход
Осенью X5 Retail Group откроет в столичном регионе первые магазины «Пятерочка» и «Перекресток», которые будут работать по схеме обратного франчайзинга. Протестировав их, компания решит, стоит ли тиражировать этот вид франчайзинга по всей стране. Потенциально X5 готова подключить к программе сотни магазинов. Они могут увеличить объем продаж ритейлера почти на 1 млрд долл. в год.
Как рассказал директор по корпоративным коммуникациям X5 Михаил Сусов, компания приступает к тестированию программы обратного франчайзинга: ритейлер отдает партнеру свой бренд и товар, а себе забирает выручку франчайзингового магазина, выплачивая контрагенту комиссию. «Среднего размера комиссии для всех партнеров не будет, — уточнил г-н Сусов. — При расчете вознаграждения мы будем использовать единую формулу, речь может идти примерно о половине показателя EBITDA магазина». Размер комиссии будет покрывать операционные издержки партнера, добавил г-н Сусов.
При классическом варианте франчайзинга партнер получает бренд и сам выплачивает его владельцу роялти, которое составляет 0,1—0,3% от выручки. При этом у франчайзи есть свобода разворачивать в магазине торговлю так, как ему кажется правильным. При обратном франчайзинге X5 будет контролировать все процессы в партнерских магазинах. «
Ассортиментная матрица
, технологии работы и все бизнес-процессы будут идентичны тем, что действуют в наших собственных магазинах», — подчеркнул г-н Сусов.
Осенью в Москве откроется первая «Пятерочка» по программе обратного франчайзинга, ее местоположение еще не определено — X5 ведет переговоры с контрагентом. Первый «Перекресток» появится в подмосковном Нахабине. Инвестиции партнеры X5 будут осуществлять самостоятельно: за свой счет они произведут подготовку помещений, закупят оборудование, наймут персонал. По ожиданиям X5, показатели франчайзинговых магазинов будут близки к средним показателям подмосковного «Перекрестка» и столичной «Пятерочки».
К концу года ритейлер надеется понять, стоит ли тиражировать этот проект по всей стране. Возможный потенциал программы — подключение сотен магазинов в течение нескольких лет. Проект обратного франчайзинга может быть интересен владельцам как отдельно стоящих магазинов, так и торговых сетей в тех регионах, где уже работают магазины X5, в радиусе 250 км от распределительных центров компании.
По словам г-на Сусова, ритейлер уже начал переговоры с возможными партнерами по поводу обратного франчайзинга. В первую очередь это франчайзи-партнеры по классической схеме, с которыми договоры с X5 подходят к концу. По программе обычного франчайзинга ритейлер сейчас развивает порядка 600 магазинов, при этом считает, что потенциал этого инструмента весьма низок. «Я не думаю, что мы сами будем предлагать на территории России кому-то из участников рынка прямой франчайзинг, мы не очень в него верим», — замечает г-н Сусов.
Топ-менеджер «Копейки», которая работа ет с партнерами по обратному франчайзингу, оценивает этот инструмент как очень эффективный: нет инвестиций в магазины, больше прибыльность, хорошая возможность прощупывать новые регионы. «Например, мы хотим запустить франчайзинговые магазины в Оренбурге. Посмотрим, как точки будут работать, возможно, сами выйдем потом», — объяснил собеседник.
По его данным, партнеры «Копейки» получают вознаграждение в размере 13—14% от выручки, а прибыльность составляет 5—6%. По расчетам представителя «Копейки», X5 будет отдавать франчайзи 3—4% от выручки магазина, а прибыльность получит на уровне 9%. Собеседник полагает, что «Пятерочка» в год может зарабатывать около 3 млн долл. Получается, что 300 таких магазинов смогут принести X5 около 900 млн долл.
RBC daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.