Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Wal-Mart копит доллар к "Копейке"
Американский ритейлер предложил Николаю Цветкову продать сеть
Как стало известно “Ъ”, американская Wal-Mart Stores Inc. в июне сделала предложение основному акционеру сети дискаунтеров «Копейка» Николаю Цветкову продать 100% сети, которая, по оценкам экспертов, может стоить до $630 млн. С начала кризиса бизнесмен вел переговоры о слиянии «Копейки» с X5 Retail Group и «Магнитом», но их предложения его не устроили.
О переговорах Wal-Mart с «Копейкой» рассказали два топ-менеджера из конкурирующих сетей. Собеседники “Ъ” знают, что первые встречи переговорщиков проходили еще весной этого года. Высокопоставленный сотрудник «Уралсиба» утверждает, что только в июне Wal-Mart сделала письменную оферту: он называет ее предварительной, не уточняя цену предложения. По его информации, «формально “Копейка” эту оферту еще не приняла и не допустила Wal-Mart к проведению dui diligence», но планирует сделать это в августе после заключения соглашения об эксклюзивности переговоров.
Wal-Mart обсуждает покупку 100% «Копейки», но рассматривается вариант, что основной владелец сети Николай Цветков сохранит миноритарный пакет, рассказывает близкий к переговорам источник. На прошлой неделе «Уралсиб» сообщил, что бизнесмен передал 14,2% «Копейки» в собственность своего банка (до сих пор у банка было всего 3,34%, остальные акции через офшорные компании принадлежит непосредственно господину Цветкову). Тогда представитель «Уралсиба» назвал приобретение акций «Копейки» «портфельной инвестицией банка с целью получения дохода от изменения рыночной стоимости актива».
Директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в России и Восточной Европе Константин Дубинин от комментариев отказался. Связаться с руководителем российского офиса Wal-Mart Стефаном Фандерлем вчера не удалось — его мобильный телефон не отвечал. Ранее в беседе с “Ъ” он отмечал, что Wal-Mart планирует вести в России мультиформатные операции. А директор по международному развитию Wal-Mart Даг Макмилан в июне признавал, что компания ищет партнеров в России.
Вчера президент «Копейки» Сергей Солодов информацию об оферте Wal-Mart не подтвердил, но и не стал опровергать.
Под брендом «Копейка» работает 528 универсамов в Москве и регионах России. Основной компании сети ОАО «ТД “Копейка”» (выручка в 2008 году — 51,6 млрд руб.) принадлежит бизнес в Москве и области, Туле, Твери, Калуге и Рязани. Магазинами в Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже и Владимире владеет ООО «Копейка-Поволжье».
Wal-Mart Stores Inc.— крупнейший в мире ритейлер по объемам продаж. Управляет более 7 тыс. магазинов разных форматов в 15 странах мира. Выручка в 2008 году (закончился 31 января 2009 года) — $401 млрд, чистая прибыль — $13 млрд. Капитализация на NYSE — $186 млрд.
С начала кризиса многие западные и российские ритейлеры делали попытки выкупить бизнес конкурентов, но ни одна сделка так и не дошла до завершения. Французский ритейлер Carrefour с февраля вел переговоры о покупке бизнеса и недвижимости «Седьмого континента», но в мае взял тайм-аут в переговорах (см. “Ъ” от 19 мая). X5 Retail Group и «Магнит» обсуждали выкуп 100% «Копейки» за деньги или акции. Х делала оферты господину Цветкову в конце 2008 года и в январе 2009 года, но получила отказ (см. “Ъ” от 29 января). «Магнит» тоже провел несколько встреч с владельцем «Копейки» в начале года, но переговоры ничем не кончились, рассказывают топ-менеджеры «Уралсиба» и «Магнита». А Wal-Mart в апреле была готова выкупить 51% акций петербургской сети «Лента», но уже в мае из переговоров вышла.
Без учета показателей магазинов в Поволжье «Копейку» можно оценить минимально в 5 EBITDA 2008 года (мультипликатор «Дикси»), а максимально в 8 EBITDA (средний мультипликатор на рынке), то есть в диапазоне $280– млн за вычетом долгов 9 млрд руб. (данные на конец 2008 года), считает аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина.
Компании часто не могут прийти к общему мнению по оценке активов, говорит президент «Дикси» Илья Якубсон. Зато западные ритейлеры, вступая в переговоры, получают очень полезную информацию о показателях работы крупных российских игроков, считает он: «Любые переговоры только помогают Wal-Mart изучить новый для себя рынок. Я бы на их месте поступал также».
Кристина Бусько, Ирина Парфентьева, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.