Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Wal-Mart ищет партнера в России
Крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart ищет российского партнера. Об этом рассказали топ-менеджеры корпорации, приехавшие в Москву изучать рынок. Участники рынка включают в число потенциальных объектов для покупки или партнерства с Wal-Mart “Магнит”, “Ленту”, “Рамстор” и X5 Retail Group.
Wal-Mart пять лет кружит над Россией, а ее представители наносят визиты то ритейлерам, то чиновникам. В 2005 г. гендиректор Wal-Mart Stores Inc Ли Скотт упомянул в интервью Financial Times, что сеть интересуют рынки Венгрии, Польши и России. Тем временем Россию успели открыть европейские конкуренты Wal-Mart — немецкая Metro и французская Auchan. А теперь и Wal-Mart перестала скрывать свои визиты в Россию и, судя по всему, переходит к более решительным действиям. В пятницу вице-президенты корпорации Майк Братчер и Хуан Фигуейро, официальным поводом для визита которых в Москву стало участие в конференции Food Retailer, подтвердили, что Wal-Mart плотно изучает Россию на предмет экспансии.
“Местные ритейлеры экспериментируют с новыми форматами, стремительно растут. Потребители богатеют. Все это делает Россию очень и очень привлекательной для нашего присутствия. Весьма вероятно, что у российских потребителей появится большая свобода выбора [розничных сетей]”, — подчеркнул Майк Братчер. Назвать сроки выхода Wal-Mart в Россию они затруднились, зато дали понять, что строить магазины с нуля Wal-Mart здесь не станет. “На основе предыдущего опыта наиболее выигрышная для Wal-Mart стратегия — заключение партнерства с российским оператором, знающим специфику рынка и запросы потребителей”, — сообщил Хуан Фигуейро, возглавляющий в Wal-Mart департамент слияний и поглощений. По его словам, Wal-Mart “обсуждала возможность сотрудничества с несколькими крупными российскими ритейлерами”, но он отказался сообщить их названия. “При выборе партнера для нас важны следующие критерии: лидерские позиции в своем сегменте, широкая география сети, весомая доля рынка, клиентская база, расположение магазинов. Открытость потенциального кандидата на слияние не так важна. Наш опыт показывает, что заключать партнерства с частными компаниями легче, чем с публичными”, — отметил Фигуейро.
Выходя на новые рынки, Wal-Mart часто приобретает миноритарный пакет местной компании и затем наращивает его. В 2005 г. Wal-Mart купила треть сети супермаркетов Central American Retail Holding у голландской Ahold, затем увеличив пакет до 51%. В Японии с 2002 г. скупала акции местной сети Seiyu, через два года доведя размер пакета до контрольного. В Мексике Wal-Mart объединилась с местной крупной сетью Cifra.
Наиболее вероятные кандидаты в российские партнеры Wal-Mart — петербургская “Лента” (ранее председатель совета директоров “Ленты” Олег Жеребцов озвучивал в прессе, что Wal-Mart предлагала ему продать бизнес) и турецкий “Рамстор” (в октябре руководство турецкой Koc Holding, “дочка” которой — Migros владеет 50% сети “Рамстор” в России, сообщило, что ведет переговоры о продаже Wal-Mart своего розничного бизнеса). Переговоры с Koc Holding Братчер и Фигуейро комментировать отказались, а на вопрос о “Ленте” уклончиво ответили, что “не имеют права делиться информацией о том, что происходит”. Пресс-секретарь “Ленты” Кэтрин Лин оставила это без комментариев.
Лакомым куском для Wal-Mart стал бы лидер рынка X5 Retail Group. “Мы контактируем с Wal-Mart, Carrefour и Tesco и теоретически готовы к партнерству с одним из них. Но в среднесрочной перспективе могут быть варианты, связанные с их миноритарным участием. В ближайшее время акционеры X5 Retail Group не планируют продавать свою долю”, — прокомментировал главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Кандидатом на продажу Wal-Mart могла бы стать “Копейка”: владелец 100% сети — финансовая корпорация “Уралсиб” — рано или поздно продаст ее инвестору-стратегу. “Но формат "Копейки" для Wal-Mart слишком мелкий”, — отмечает бывший председатель совета директоров “Копейки” Александр Самонов. По его словам, никаких предложений Wal-Mart “Копейке” не делала. Наиболее логичные варианты для Wal-Mart — “Лента” либо “Рамстор”, полагает президент “Дикси” Олег Леонов. Другой интересный кандидат — это “Магнит”: он, как и Wal-Mart, начал завоевывать рынок с регионов и имеет схожую стратегию бизнеса. “X5, как лидер рынка, может запросить слишком высокую премию. Да и "Перекресток" слабо вписывается в политику Wal-Mart”, — рассуждает Антон Порядин из A. T. Kearney. А Майк Братчер намекнул, что партнером Wal-Mart в России не обязательно станет продуктовый ритейлер: “Wal-Mart — это еще и магазины одежды, рестораны и аптеки. Выходя на новые рынки, мы ориентируемся на форматы, наиболее востребованные покупателями. Если это аптеки или магазины одежды, почему бы не начать экспансию с этих сегментов?”
ЧТО ТАКОЕ WAL-MART
Американец Сэм Уолтон создал Wal-Mart в 1962 г., основав первую в мире сеть магазинов самообслуживания (супермаркетов). С Wal-Mart, стартовавшей как небольшая торговая сеть в американской глубинке, началась революция в мировых стандартах розничной торговли: Уолтон внедрил понятие формата (ему принадлежит идея тиражирования магазинов одинакового размера и планировки, чтобы в них было легче ориентироваться), розничного дискаунтера (товары продавались с минимальной наценкой, и доход магазина формировался за счет валового объема продаж) и private label. Уолтон не только научил весь мир торговать, но и построил крупнейшего розничного оператора с численностью персонала свыше 1,5 млн человек. По данным компании на конец января 2007 г., Wal-Mart Stores Inc объединяла 6782 магазина в 14 странах. Сегодня Wal-Mart работает в 10 форматах: супермаркеты, дискаунтеры (площадью 5000 кв. м), сети оптовых складов и мелкооптовые гипермаркеты cash & carry, суперцентры (крупные гипермаркеты площадью 18 000 кв. м, где продается все — от продуктов, одежды и лекарств до электроники и мебели), магазины “у дома”, рестораны, магазины одежды, аптечные сети и даже АЗС. Самые распространенные — суперцентры (более половины магазинов Wal-Mart США) и дискаунтеры. Выручка Wal-Mart Stores Inc за 2006 г. — $344 млрд. Семье Сэма Уолтона принадлежит около 40% акций компании. Капитализация Wal-Mart на Нью-Йоркской фондовой бирже в пятницу — $199,9 млрд.
Впервые в России: Wal-Mart Quest Way Мастер-класс Развитие Вашего бизнеса по Сэму Уолтону, следуя „Пути Wal-Mart“ или „Инструменты конкуренции Wal-Mart“ Майкл Бергдал, экс - директор Wal-Mart по управлению человеческими ресурсами, единственное доверенное лицо Сэма Уолтона - основателя крупнейшей в мире розничной сети, научит управлять бизнесом на уровне Wal-Mart! Как организовать бизнес? Как организовать внутреннюю работу в сети? Наконец, задать свой вопрос лично Майклу Бергдалу и получить сертификат с его подписью? Только 3 сентября в Москве! Подробнее о мастер-классе и программе читайте на Retail.ru, заявки присылайте менеджеру Наталье Маровой, manager@retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?