Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Выручка продритейлеров РФ при курсе 35 рублей/$1 упадет в 2009 году на 11-12%
Если среднегодовой валютный курс в 2009 году составит 35 руб. за $1, а индекс потребительских цен (ИПЦ) достигнет 13%, то годовая выручка компаний продуктовой розницы сократится на 11-12% относительно базового сценария, а чистая прибыль — вплоть до 100%, если торговая сеть имеет долг в иностранной валюте, прогнозируют аналитики ИК "Ренессанс Капитал".
В настоящее время в рамках базового сценария эксперты ИК прогнозируют среднегодовой курс рубля в 2009 году на уровне 30,5 руб./$1 и ИПЦ на уровне 10,7%. Задолженность в долларах имеют X5 Retail Group, ОАО "Дикси групп" и ОАО "Седьмой континент". Среди российских ритейлеров наиболее чувствительной к негативному влиянию ослабления курса рубля относительно доллара США является компания "Седьмой континент", уверены аналитики. Эффект курсовых разниц будет негативным для всех компаний торговой розницы РФ, поскольку 100% выручки они получают в рублях, добавляют эксперты. Прогнозные цены акций ритейлеров РФ на конец 2009 года при этом будут ниже на 7-37%, чем цены, рассчитанные экспертами ИК на основе их базового сценария.
По данным Росстата, инфляция в январе 2009 года ускорилась до 2,4%, оказавшись на 0,1% больше, чем в январе 2008 года. Если не учитывать сезонный рост тарифов госмонополий, основной вклад в рост потребительских цен внес быстро дорожающий импорт. Торговые сети считают, что падение стоимости рубля приведет к удорожанию продовольствия на 25-45% в 2009 году. Подобный эффект уже наблюдается в Казахстане, где розница сразу же "отыграла" одномоментную девальвацию тенге ростом цен на 20-30%. Экономисты считают, что эффект девальвации рубля отразится на инфляции в феврале-марте 2009 года и будет смягчен кредитным шоком.
Согласно опубликованной инфляционной статистике Росстата, в январе 2009 года потребительские цены увеличились на 2,4% (2,3% в январе 2008 года). Основной вклад в рост потребительских цен внесли тарифы на услуги госмонополий, которые увеличились на 6,3% (цены на услуги ЖКХ выросли на 14,4%). Цены на продовольственные товары выросли на 1,4%, а на непродовольственные — всего на 0,7% благодаря подешевевшему на 4,2% бензину.
По сравнению с январем 2008 года в январе 2009-го (с 1,1 до 1,3%) увеличилась и базовая инфляция, которая не включает сезонное и административное увеличение цен. "Увеличение базовой инфляции началось еще во второй половине декабря 2008 года и отражает эффект девальвации рубля",— убежден Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Как среди продовольственных, так и среди непродовольственных цен лидерами роста в январе были импортные товары. Сахар-песок за месяц подорожал на 11,5%. "Трудно объяснить такой скачок. Возможно, на рост цены сахара повлияли проблемы с Украиной",— говорит Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Среди непродовольственных товаров более всего подорожали медикаменты (на 3,1%), большая доля которых — импорт.
Представители торговых сетей обнародовали свои прогнозы роста цен на продовольствие на брифинге "Потребительские цены на продовольственном рынке-2009". "Цены будут расти — и сильно. До конца года рост составит около 30%",— считает вице-президент "Дикси групп" Илья Якубсон. Председатель правления объединенной компании "Холидей" Сергей Степанов, в свою очередь, прогнозирует более высокий рост цен на продовольствие. По его словам, "рост цен будет значительным — в лучшем случае 25%, в худшем — 45%".
По оценке исполнительного директора торгового дома "Семья" (Калининград), председателя координационного совета Союза независимых сетей России Олега Пономарева, в первом квартале цены на продовольствие вырастут на 6-7%, а по итогам года — на 20%. Основной причиной подорожания продовольствия ритейлеры считают ослабление рубля — оно выливается в рост цен на импорт.
Опрошенные экономисты считают, что в январе 2009 года эффект декабрьской девальвации рубля в полную силу отразится на потребительских ценах с лагом в два-три месяца, то есть в феврале-апреле 2009 года. Этот лаг отражает эффект управляемой постепенной девальвации рубля. В то же время скорость роста цен может быть и выше: правительство Казахстана, в среду объявившее о разовой девальвации тенге на 18-20%, уже к четвергу столкнулось с сопоставимым ростом розничных цен на большинство товаров. Рост цен на бытовую технику и электронику составил 20-30%. На 2-4 тыс. тенге (23%) возросла стоимость билетов на международные рейсы крупнейшего авиаперевозчика Казахстана авиакомпании "Эйр Астана". В Алма-Ате многие магазины закрылись на переучет, в продовольственных магазинах цены повысились на 20-30%.
Мнения экономистов о том, как подорожание импорта отразится на потребительских ценах в 2009 году, разошлись. Юлия Цепляева из Merrill Lynch считает, что инфляция в 2009 году составит порядка 11%, что на 2% меньше официального прогноза. "Помимо девальвации есть факторы, которые играют против инфляции. В 2008 году рост M2 составил всего 1,2%. И денежный фактор, и фактор сжимания спроса — сокращение доходов населения — играют против инфляции",— поясняет она.
Дмитрий Белоусов из ЦМАКП считает, что 13% инфляции — это минимум: "Скорее нужно ориентироваться на 15-16% в 2009 году". Владимир Тихомиров из "Уралсиба" прогнозирует рост потребительских цен на 13,8% и считает, что инфляция может оказаться существенно выше, если рубль продолжит слабеть. Разница в прогнозах во многом объясняется тем, что влияние сокращения денежной массы на потребительскую инфляцию долгосрочно и слабо предсказуемо, тогда как девальвационный шок влияет на цены быстрее.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.