Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Вымпелком" почувствовал розницу
Оператор может купить еще 25% «Евросети»
В октябре «Вымпелком» может исполнить опцион на увеличение доли в «Евросети» с 49,9 до 74,9%. Не исключено, что затем ритейлер сократит сотрудничество с другими операторами: трехлетний мораторий Федеральной антимонопольной службы (ФАС), запрещающий это, также истекает этой осенью.
Основатели «Евросети» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали ее Александру Мамуту осенью 2008 года за $1,25 млрд с учетом долга в $850 млн. Практически сразу господин Мамут договорился о продаже 49,9% ритейлера «Вымпелкому». Тогда же было заключено опционное соглашение, по которому спустя три года «Вымпелком» получает право приобрести еще 25% материнской Euroset Holding N.V. Оператор может исполнить этот опцион уже в октябре, рассказали «Ъ» источники, близкие к владельцам сети.
До сих пор в «Вымпелкоме» заявляли, что не хотят контролировать ритейлера. «Пока мы не собираемся увеличивать долю в «Евросети»… не хотим монополизировать «Евросеть» и превращать ее в наш монобренд»,— говорил бывший гендиректор оператора Александр Торбахов в интервью «Ъ» в 2009 году. Однако вчера директор по внешним коммуникациям «Вымпелкома» Елена Прохорова подтвердила, что «изучается целесообразность» реализации опциона. Александр Мамут отказался от комментариев.
Стоимость «Евросети» для сделки определят банки исходя из ее финансовых показателей в четвертом квартале 2011 года и прогноза на три последующих года, уточнил источник, близкий к переговорам. В апреле, когда «Евросеть» намеревалась провести IPO (из-за недостаточного спроса было отложено на неопределенный срок), банки-организаторы установили ценовой коридор в $2,7–3,3 млрд. То есть четверть ритейлера могла бы стоить $675–825 млн.
Аналитик «ВТБ Капитала» Виктор Климович считает, что после сделки «Евросеть» может сократить сотрудничество с конкурентами «Вымпелкома» и даже превратиться в его монобренд. Правда, этому может помешать ФАС. При одобрении сделки, пояснили «Ъ» в ФАС, не исключено появление «каких-то поведенческих условий» для «Евросети».
В 2008 году ФАС запретила ритейлеру в течение трех лет давать преференции какому-либо сотовому оператору при заключении контрактов с абонентами. Следуя этому ограничению, «Евросеть», кроме «Вымпелкома», продает тарифные планы МТС, «МегаФона», «Скай Линка», Tele2 и других компаний. Но тогда ни один из крупных сотовых ритейлеров не был аффилирован с операторами. С тех пор рынок кардинально поменялся: за исключением «Связного», ритейлеры не пережили финансовый кризис и были либо проданы, либо обанкрочены, а МТС и «МегаФон» запустили собственные розничные проекты. Так, на 30 сентября 2010 года, по данным J`son & Partners, «Евросеть» занимала на рынке мобильного ритейла 19,7%, следом за ней шли сеть салонов МТС (компания РТК) с долей 11,3%, «Связной» с 11%, «МегаФон Ритейл» с 4,3%. В продажах мобильных устройств на «Евросеть» в 2010 году, по предварительным оценкам, приходилось 29,8%, на МТС и «МегаФон Ритейл» — 13,2 и 2,1% соответственно.
Монобрендовая сеть могла бы очень пригодиться «Вымпелкому»: в 2010 году оператор уступил «МегаФону» второе место по количеству абонентов и выручке от сотового бизнеса. На начало этого года контракты оператора можно было приобрести в 40,9 тыс. разных точек продаж, но этого не хватило. В марте 2011 года «Вымпелком» договорился с «Евросетью» об открытии для него 1 тыс. монобрендовых салонов в течение 18 месяцев.
Но уход МТС и «МегаФона» из «Евросети» может негативно отразиться на стоимости самого ритейлера, говорит господин Климович. По итогам 2010 года выручка «Евросети» составляла 61,9 млрд руб.— основная ее часть (80,8%) приходилась на продажи устройств и других товаров, но комиссионные платежи со стороны мобильных операторов составляли тоже немало (15,5%), причем эти платежи обеспечили оператору основную маржу.
Анна Балашова, Инна Ерохина
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?