Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Выбор магазинов на продажу будет нарастать и достигнет своего максимума весной
Илья Леонидович Шкоп, директор агентства недвижимости «Собственник» прокомментировал для читателей www.retail.ru последние новости на рынке торговой недвижимости. Мы попросили его ответить на вопросы о том, насколько выгодным для ритейлеров может быть выкуп/аренда помещений конкурентов в текущих условиях кризиса и какие скидки могут быть максимальными? Вот что он ответил:
"Отъем помещений конкурентов, т.е. мест, уже ими адаптированных, с наработанной клиентурой вместе с купленным за полцены торговым оборудованием - это почти всегда выгодно для торговой сети. В то же время, если в стабильной экономике быстрее растет сеть, которая арендует, а не покупает магазины, то нынче даже при желании приобрести денег на покупку смогут найти не многие.
В уличном ритейле ставки аренды пустующих магазинов уже снижаются на 20-30% от лета 2008, местами доходя до 40%. Чем крупнее магазин и престижнее место, тем большая скидка нужна для его сдачи сегодня. Потому что жесткая логика кризиса требует немедленной отдачи от вложений. Нужны покупатели, причем сразу, и престижность места не имеет значения.
В торговых центрах с ценой аренды спокойнее. Главным образом потому, что работает эффект масштаба. Руководитель ТЦ, у которого освободилось 5% торговых площадей, чувствует себя намного увереннее, чем владелец «одинокого» магазина на улице без единственного арендатора.
Возможность передачи прав аренды на помещение редко предусматривается договорами аренды, а потому стороны должны искать иные пути. Тут много нюансов: срок действия договора, штрафы по досрочному расторжению аренды, механизм индексации ставок аренды, готовность владельца учитывать снижение арендных ставок на рынке и т.д. Вариантов здесь много, одного совета не дашь. Но все же, здравые люди, понимая специфику момента, способны договориться. Ведь арендодателю нужны ежемесячные платежи, а не хождение по судам из-за досрочного расторжения договора.
Покупка магазинов сегодня — вряд ли удачное вложение денег. И не потому, что цена на него может еще снизиться. Сегодня снизится, завтра вырастет. Дело в другом. Такая заморозка средств сейчас просто расточительна! В настоящее время самый дорогой актив - деньги, и так будет еще несколько месяцев. Поэтому покупать сегодня стоит только поистине золотые места и со скидкой 20-30% от цены лета 2008 года. Выбор магазинов на продажу будет нарастать, достигнет своего максимума весной и продержится до осени 2009 года."
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.