Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ВЦИОМ спросил у россиян, берут ли они чеки в магазинах
Признайтесь честно, покупая пакет сока в торговом ларьке, берете ли вы чек? Нет? Таких, как вы, - миллионы. Согласно последнему опросу ВЦИОМа, только 12% граждан сохраняют чек после совершения покупки. Другими словами, если небольшим предприятиям малого бизнеса разрешат не покупать контрольно-кассовые аппараты, никто и не заметит. Вот только не будут ли жалеть потом сами потребители?
"Если вам не выдали чек, покупка за наш счет" - гласят таблички возле кассовых аппаратов в одном из крупных сетевых магазинов. Чек можно по праву назвать одним из самых могущественных клочков бумаги в мире: именно он подтверждает факт совершения покупки, но не только. Чеки доказывают, что вы теперь собственник купленного товара, можете вернуть его или обменять, по чеку вы можете получить гарантийное обслуживание. Не случалось ли, что ваш пакет с продуктами из супермаркета вдруг начинал "пищать" при проходе через рамку? Наверняка. Предъявив чек, можно легко доказать, что вы "не верблюд" и покупку свою оплатили.
Конечно, в маленьком придорожном кафе или в магазинчике рядом с домом вы вряд ли берете чек. Зачем он вообще нужен? Так рассуждают 43% опрошенных ВЦИОМом граждан. Сознательных граждан, которые оставляют себе квиток об оплате, всего 12%. Они хранят чек в основном для того, чтобы в случае чего вернуть товар или отремонтировать его по гарантии.
Такая картина в принципе должна доказывать, что контрольно-кассовые аппараты для малых предприятий в принципе не нужны. В этой мысли утвердились в Минэкономразвития и внесли в Госдуму соответствующий закон, но пока он там "завис". С одной стороны, если приобретение касс станет делом добровольным, многие мелкие предприниматели вздохнут спокойно. Это существенно снизит для них издержки, ведь денег стоит не только сам аппарат, но и его обслуживание.
Но есть и другая сторона медали. Отсутствие чеков, которые в большинстве случаев мы оставляем лежать на прилавках, даже не дотронувшись до них, может ударить в итоге по нам самим. Как в этом случае можно будет, к примеру, требовать замены некачественного товара на качественный? С помощью какого документа можно будет доказать факт покупки? Теоретически в законе о защите прав потребителей есть пункт, в соответствии с которым вернуть некачественный товар можно и без чека. Покупатель имеет "право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет". (ст.14. п.2). Но, как говорят юристы, в суде, к примеру, без кассового чека в общем-то нечего делать.
Так что тут есть о чем порассуждать. Никто и не спорит, что надо облегчать жизнь малому бизнесу (в конце концов у нас его доля в экономике мизерна), но как бы про покупателей его услуг не забыть.
Елена Суворова, Финансовые Известия.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?