Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ВТО: Обувь должна служить людям
От экономики фабрик к экономике людей
Российский обувной ритейл в секторе торговли занимает третье место по объемам и является одним из важных факторов развития экономики. Предстоящее вступление России в ВТО, возможные изменения в таможенной политике внутри Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана неизбежно окажут влияние на обувной бизнес. «Чьи интересы следует и предстоит защищать в первую очередь – производителей, импортеров или потребителей?» – ответ на этот вопрос искали участники круглого стола «Мировой обувной рынок. Перспективы и вызовы для России», который прошел 7 декабря в Торгово-промышленной палате РФ.
Организаторами круглого стола выступили ТПП РФ и Национальный обувной союз.
Торговля – единственная отрасль, которая за последние 10 лет выполнила задачу удвоения объемов до 16, 5 трлн. рублей. Об этом заявил председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. В нашей экономике роль торговли значительней, чем в других странах: ее доля в общем объеме ВВП составляет 18% при среднемировом показателе 10%. «Однако, несмотря на столь весомый вклад, значение торговли в нашей стране до сих пор не учитывается», – отметил Александр Борисов. В то же время, мировой экономике современные рыночные акценты все больше расставляются в сфере торговли. Имеющиеся в мире мощности позволяют производить продукции в 2, 5 раза больше, чем необходимо населению. И, таким образом, основная задача сегодня – не произвести, а продать. «Главное, правильно учитывать и удовлетворять потребности людей. Очень многое в ближайшее время будет зависеть от того, как руководство страны будет выстраивать отношения с гражданами, как на практике будет реализовываться лозунг «Нынешняя экономика – это экономка не фабрик, а экономика людей», – заключил Александр Борисов.
«Сейчас в мире производится 21 млрд. пар обуви в год. Как производить, никто уже не обсуждает. Идет борьба за рынки, за продажу этого большого объема», – подтвердила слова спикера генеральный директор Национального обувного Союза Наталья Демидова. В течение последних 15 лет все действия Союза были направлены на построение в России легального обувного рынка. Эксперты признают, что на рынке товаров легкой промышленности реализуется большой объем контрабанды. В 1996 году ее доля оценивалась в 80% общего объема продаж. Наталья Демидова привела ряд примеров влияния таможенной политики на обувной рынок России. Так, в 1996 году объем импорта обуви составил 130 млн. пар, а уже в 1997, сразу после повышения таможенной пошлины на обувь, объем официального импорта упал в пять раз. «Но потребности людей в новой обуви не уменьшились, страна не могла ходить босиком. Поэтому еще большая часть бизнеса ушла в тень, и за годы повышенной пошлины бюджет недополучил миллиарды долларов», – отметила Наталья Демидова. – «После снижения пошлины в 2005 году легальный импорт вырос в три раза. Это не значит, что стали ущемляться права российских производителей – просто импортеры вышли из тени». За время действия пониженных пошлин число компаний, которые вышли из серых зон, возросло вдвое. Как считает Наталья Демидова, повышение пошлин не помогает местным производителям, так как они своими производственным мощностям лишь незначительно удовлетворяют потребности населения в продукции. «В России нужно очень осторожно относиться к вопросам таможенного регулирования. Предложение о повышении пошлины в рамках Таможенного союза особенно негативно повлияет на дешевый сегмент обуви, то есть затронет большое количество наиболее незащищенного населения», – заключила она.
Сергей Дроздов, представитель Ассоциации предприятий спортивной индустрии, согласился, что главная задача сегодня – заботиться не об интересах производителей или продавцов, а думать об интересах потребителей. «Решение о повышении пошлины ударит, прежде всего, по ним. В России 90-95% потребляемой спортивной обуви импортного производства, и она высокотехнологична. У нас же получается шить только самые простые модели. К сожалению, российская промышленность не смогла наладить лицензионное производство обуви всемирно известных брендов», – отметил Сергей Дроздов.
О работе таможенных служб рассказал Леонид Лозбенко, руководитель Комитета ОПОРЫ России по ВЭД, таможне. «Все таможни мира выполняют четыре задачи: пополнение статьи доходов, защита потребителей, безопасность и содействие торговли, статистика. Однако приоритеты в каждой стране разные. В России 52% доходной части бюджета дает таможня. В развитых странах этот показатель составляет лишь 7%. Организация работы таможни зависит от того, какие цели перед ней поставлены. Между бизнесом и таможней не должно быть противопоставления, должен быть диалог. Необходимо определить общие цели, а инструменты для организации новой, удобной для всех системы, есть», – отметил он.
«Размер пошлины, которая обсуждается при вступлении России в ВТО, соответствует европейским стандартам. Если рынок не будет взбудоражен очередным повышением пошлины, это еще больше будет способствовать выходу компаний из тени, увеличению поступлений в бюджет и становлению цивилизованного рынка для покупателей», – заключила Наталья Демидова.
Мировые тенденции подтверждают, что в современном мире ставка делается на «экономику для людей». Надеемся, Россия продолжит свои шаги в этом же направлении, – резюмировали участники круглого стола.
Примечание:
8 декабря 2011 года состоялось заседание Комиссии таможенного союза. По вопросу увеличения таможенных пошлин на кожаную обувь Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация не пришли к консенсусу. Принятие решения отложено.
Справка
Национальный обувной союзом России (НОБС) создан в 1996 году. Союз объединяет поставщиков, производителей и продавцов обуви, а также комплектующих и аксессуаров. В настоящее время в союз входят 60 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Калининграда, Казани, Новосибирска, Сызрани и Ростова-на-Дону.
Основными направлениями своей деятельности НОБС считает аккумулирование предложений участников обувного рынка для определения государственной политики в сфере обувного бизнеса, участие в работе Таможенного союза Россия-Беларусь – Казахстан, сотрудничество с общественными организациями, оказание консультационной помощи, проведение маркетинговых исследований, организация конференций и семинаров, участие в международных выставках и конгрессах, сотрудничество с зарубежными ассоциациями.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.