Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ВТБ подцепляет экспресс
Группа готова выйти на рынок кредитования в торговых сетях
Как стало известно “Ъ”, группа ВТБ близка к запуску проекта по экспресс-кредитованию в торговых сетях (POS-кредитование) – самого высокодоходного направления банковской розницы. Оно будет развиваться на базе доставшегося ВТБ вместе с Банком Москвы Бежица-банка. Курировать проект будут Дмитрий Руденко и Георгий Горшков – выходцы из банка «Русский стандарт», долгое время бессменно лидировавшего на этом рынке. Старт проекта намечен на конец текущего года. Завоевывать новый сегмент ВТБ начнет с регионов.
Как рассказали “Ъ” несколько источников, близких к группе ВТБ, до конца апреля розничный банк группы – ВТБ 24 – намерен вынести на обсуждение своего наблюдательного совета вопрос о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях. «В группе с ключевыми моментами развития этого бизнеса уже определились»,– говорит один из собеседников “Ъ”. Проект получит название «ВТБ экспресс» и будет развиваться на основе полученного группой вместе с приобретением Банка Москвы его дочернего Бежица-банка, уточняет он. Решение о выкупе у Банка Москвы акций этого банка набсовет ВТБ 24 принял 7 марта. Таким образом, «ВТБ экспресс» будет его 100-процентной «дочкой».
По информации “Ъ”, запуск нового проекта будет сопровождаться кадровыми перестановками в группе ВТБ. До конца месяца ВТБ 24 в связи с переходом в проект «ВТБ экспресс» покинут первый зампред правления Дмитрий Руденко и член правления, курирующий направление розничного бизнеса, Георгий Горшков.
На новом месте работы – после завершения организационных процедур – они займут посты предправления банка и его первого заместителя соответственно, рассказали “Ъ” несколько участников рынка, знакомых с планами ВТБ 24. Таким образом, костяк команды «ВТБ экспресс» составят банкиры, которые в свое время, еще до кризиса, вывели в лидеры рынка POS-кредитования банк «Русский стандарт» (их предыдущее – до ВТБ 24 – место работы).
Дмитрий Руденко и Георгий Горшков вчера не отвечали по мобильным телефонам. В пресс-службе головного банка группы ВТБ рекомендовали обратиться за комментариями по вопросу POS-кредитования в ВТБ 24, который курирует развитие розничного направления в группе. В пресс-службе ВТБ 24 сообщили, что банк действительно изучает возможность выхода на этот рынок, но в настоящий момент окончательного решения еще нет. В Банке Москвы оказались не готовы прокомментировать дальнейшую судьбу дочернего Бежица-банка.
О выходе на привлекательный рынок POS-кредитования группа ВТБ стала задумываться еще в 2008 году одновременно с главным конкурентом – Сбербанком. Среди всех направлений розничного банкинга сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность. Средняя доходность кредитного портфеля основных игроков этого рынка (состоит в основном из экспресс-кредитов и впоследствии проданных экспресс-заемщикам кредитных карт) – 40–60% годовых. Ставки же, например, по кредитам наличными в среднем по рынку варьируются от 20% до 30% годовых.
Интересно, что до последнего времени у Сбербанка было больше определенности в вопросе освоения рынка POS-кредитования. Летом 2011 года, когда Сбербанк официально сообщил о намерении выходить в этот сегмент в партнерстве с французской группой BNP Paribas (кредитует в торговых сетях под брендом Cetelem), планы ВТБ по работе в сегменте экспресс-кредитования, согласно заявлению Дмитрия Руденко, еще откладывались «на неопределенный срок» (см. “Ъ” от 14 июля 2011 года). Сейчас конкуренты примерно сравнялись по темпам подготовки к выходу на новый для себя рынок. Сбербанк ведет организационную работу по созданию совместного проекта по экспресс-кредитованию с BNP Paribas на базе его дочернего банка «БНП Париба Восток». Ожидается, что этот процесс будет завершен до конца первого полугодия текущего года. Приступить к непосредственной работе в торговых сетях Сбербанк и Cetelem намерены в конце этого года. Примерно на то же время, по информации “Ъ”, намечен и выход на рынок POS-кредитования «ВТБ экспресс». При этом, если стратегия развития этого бизнеса Сбербанком в партнерстве с Cetelem пока не определена, ВТБ уже определился с географией его развития. По словам источников “Ъ”, «ВТБ экспресс» намерен заходить на рынок POS-кредитования через регионы – города с населением от 200 тыс. до 500 тыс. человек.
По мнению участников рынка POS-кредитования, такая стратегия банка вполне оправданна и может принести успех. «Это имеет смысл: в Москве и Санкт-Петербурге спрос на POS-кредитование ниже, чем в регионах»,– указывает зампред правления ХКФ-банка (на текущий момент лидер этого рынка с долей в 23,9%) Юрий Андресов. «Россия – это не только Москва, банковская сфера в последнее время активно развивается прежде всего в регионах,– соглашается зампред правления банка “Ренессанс Кредит” Олег Скворцов.– В городах с населением от 200 тыс. до 500 тыс. достаточно большая концентрация потенциальных клиентов, при этом уровень конкуренции не очень высокий». Стратегии развития бизнеса в первую очередь именно в регионах придерживался при входе на рынок ОТП-банк, занимающий на нем сейчас 2-е место после ХКФ-банка (с долей в 21,4%). «POS-кредитование – бизнес, основанный на огромном рыночном опыте, и любой новый игрок на них должен это учитывать»,– отмечают в ОТП-банке. По словам Юрия Андресова, этому критерию в полной мере отвечают и Дмитрий Руденко, и Георгий Горшков. Интересно, что на новом месте работы их персональный конкурент останется таким же, как и несколько лет назад во время работы в «Русском стандарте». В Сбербанке направление POS-кредитования курирует Андрей Лыков, экс-предправления ХКФ-банка, некогда главного конкурента «Русского стандарта».
Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?