Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
ВТБ подцепляет экспресс
Группа готова выйти на рынок кредитования в торговых сетях
Как стало известно “Ъ”, группа ВТБ близка к запуску проекта по экспресс-кредитованию в торговых сетях (POS-кредитование) – самого высокодоходного направления банковской розницы. Оно будет развиваться на базе доставшегося ВТБ вместе с Банком Москвы Бежица-банка. Курировать проект будут Дмитрий Руденко и Георгий Горшков – выходцы из банка «Русский стандарт», долгое время бессменно лидировавшего на этом рынке. Старт проекта намечен на конец текущего года. Завоевывать новый сегмент ВТБ начнет с регионов.
Как рассказали “Ъ” несколько источников, близких к группе ВТБ, до конца апреля розничный банк группы – ВТБ 24 – намерен вынести на обсуждение своего наблюдательного совета вопрос о выходе на рынок экспресс-кредитования в торговых сетях. «В группе с ключевыми моментами развития этого бизнеса уже определились»,– говорит один из собеседников “Ъ”. Проект получит название «ВТБ экспресс» и будет развиваться на основе полученного группой вместе с приобретением Банка Москвы его дочернего Бежица-банка, уточняет он. Решение о выкупе у Банка Москвы акций этого банка набсовет ВТБ 24 принял 7 марта. Таким образом, «ВТБ экспресс» будет его 100-процентной «дочкой».
По информации “Ъ”, запуск нового проекта будет сопровождаться кадровыми перестановками в группе ВТБ. До конца месяца ВТБ 24 в связи с переходом в проект «ВТБ экспресс» покинут первый зампред правления Дмитрий Руденко и член правления, курирующий направление розничного бизнеса, Георгий Горшков.
На новом месте работы – после завершения организационных процедур – они займут посты предправления банка и его первого заместителя соответственно, рассказали “Ъ” несколько участников рынка, знакомых с планами ВТБ 24. Таким образом, костяк команды «ВТБ экспресс» составят банкиры, которые в свое время, еще до кризиса, вывели в лидеры рынка POS-кредитования банк «Русский стандарт» (их предыдущее – до ВТБ 24 – место работы).
Дмитрий Руденко и Георгий Горшков вчера не отвечали по мобильным телефонам. В пресс-службе головного банка группы ВТБ рекомендовали обратиться за комментариями по вопросу POS-кредитования в ВТБ 24, который курирует развитие розничного направления в группе. В пресс-службе ВТБ 24 сообщили, что банк действительно изучает возможность выхода на этот рынок, но в настоящий момент окончательного решения еще нет. В Банке Москвы оказались не готовы прокомментировать дальнейшую судьбу дочернего Бежица-банка.
О выходе на привлекательный рынок POS-кредитования группа ВТБ стала задумываться еще в 2008 году одновременно с главным конкурентом – Сбербанком. Среди всех направлений розничного банкинга сегмент кредитов в торговых точках обеспечивает самую высокую доходность. Средняя доходность кредитного портфеля основных игроков этого рынка (состоит в основном из экспресс-кредитов и впоследствии проданных экспресс-заемщикам кредитных карт) – 40–60% годовых. Ставки же, например, по кредитам наличными в среднем по рынку варьируются от 20% до 30% годовых.
Интересно, что до последнего времени у Сбербанка было больше определенности в вопросе освоения рынка POS-кредитования. Летом 2011 года, когда Сбербанк официально сообщил о намерении выходить в этот сегмент в партнерстве с французской группой BNP Paribas (кредитует в торговых сетях под брендом Cetelem), планы ВТБ по работе в сегменте экспресс-кредитования, согласно заявлению Дмитрия Руденко, еще откладывались «на неопределенный срок» (см. “Ъ” от 14 июля 2011 года). Сейчас конкуренты примерно сравнялись по темпам подготовки к выходу на новый для себя рынок. Сбербанк ведет организационную работу по созданию совместного проекта по экспресс-кредитованию с BNP Paribas на базе его дочернего банка «БНП Париба Восток». Ожидается, что этот процесс будет завершен до конца первого полугодия текущего года. Приступить к непосредственной работе в торговых сетях Сбербанк и Cetelem намерены в конце этого года. Примерно на то же время, по информации “Ъ”, намечен и выход на рынок POS-кредитования «ВТБ экспресс». При этом, если стратегия развития этого бизнеса Сбербанком в партнерстве с Cetelem пока не определена, ВТБ уже определился с географией его развития. По словам источников “Ъ”, «ВТБ экспресс» намерен заходить на рынок POS-кредитования через регионы – города с населением от 200 тыс. до 500 тыс. человек.
По мнению участников рынка POS-кредитования, такая стратегия банка вполне оправданна и может принести успех. «Это имеет смысл: в Москве и Санкт-Петербурге спрос на POS-кредитование ниже, чем в регионах»,– указывает зампред правления ХКФ-банка (на текущий момент лидер этого рынка с долей в 23,9%) Юрий Андресов. «Россия – это не только Москва, банковская сфера в последнее время активно развивается прежде всего в регионах,– соглашается зампред правления банка “Ренессанс Кредит” Олег Скворцов.– В городах с населением от 200 тыс. до 500 тыс. достаточно большая концентрация потенциальных клиентов, при этом уровень конкуренции не очень высокий». Стратегии развития бизнеса в первую очередь именно в регионах придерживался при входе на рынок ОТП-банк, занимающий на нем сейчас 2-е место после ХКФ-банка (с долей в 21,4%). «POS-кредитование – бизнес, основанный на огромном рыночном опыте, и любой новый игрок на них должен это учитывать»,– отмечают в ОТП-банке. По словам Юрия Андресова, этому критерию в полной мере отвечают и Дмитрий Руденко, и Георгий Горшков. Интересно, что на новом месте работы их персональный конкурент останется таким же, как и несколько лет назад во время работы в «Русском стандарте». В Сбербанке направление POS-кредитования курирует Андрей Лыков, экс-предправления ХКФ-банка, некогда главного конкурента «Русского стандарта».
Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?