Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вступление в ВТО недалеко зашло
Преимущества членства России во Всемирной торговой организации за год ощутили только крупные ритейлеры
Выигрыш от членства России в ВТО получили пока только крупные ритейлеры, подвели итоги первого года членства страны в этой организации эксперты агентства Moody’s. Надежды экспортеров еще не оправдались – против российских компаний по-прежнему действует порядка 100 ограничений. Среди пострадавших сельское хозяйство и легкая промышленность. Впрочем, потенциал для роста экспорта из РФ имеется, как и для защиты внутреннего рынка.
По мнению экспертов Moody’s, потребуется не меньше трех-пяти лет для того, чтобы облегчение доступа российских компаний на зарубежные рынки и унификация законодательства положительно сказались на кредитном имидже российского бизнеса. Пока 68% опрошенных агентством респондентов не заметили каких-либо изменений (17% дали негативную оценку, 15% – позитивную). Выиграли же от присоединения к ВТО в первую очередь крупные ритейлеры-импортеры, а также дистрибуторы международных сетей в потребительском секторе. Рейтинги этих компаний за год заметно улучшились, говорится в отчете агентства. В то же время выходу на новые рынки российских товаров препятствует неблагоприятная внешняя конъюнктура, считают в Moody’s.
Членом ВТО, 157-м по счету, Россия стала 22 августа прошлого года, после 18 лет многосторонних переговоров. Среди основных обещаний российской стороны значилось постепенное снижение средней ставки импортного тарифа с 10% до 7,8%. Эксперты предрекали в связи с этим большие проблемы для отраслей, работающих на внутренний рынок. Опасения оправдались частично. Moody’s отмечает сложности у легкой промышленности, но основным сектором, почувствовавшим на себе «нехватку ценовой конкуренции и зависимость от господдержки», стало сельское хозяйство, констатируют эксперты Global Counsel. Так, показатели импорта по отдельным продуктам питания (в основном молочная продукция) выросли на 5–8%, одежды и обуви – на 12,8%. Впрочем, есть значительный потенциал для поддержки этой отрасли. Компенсации агросектору были согласованы ранее в рамках переговоров с ВТО: максимум $9 млрд в год, с постепенным снижением до $4,5 млрд к 2017 году, но пока эти цифры не выбираются. К тому же у государства есть и другие способы защиты рынка: так, по обвинению в использовании антибиотиков в этом году был введен запрет на ввоз в страну живых свиней из США, Бразилии и ЕС.
Значительно меньше, чем ожидалось, пострадал автомобильный сектор, где импорт снижается с сентября прошлого года. Но здесь ситуация может измениться. В июле Еврокомиссия официально обжаловала в ВТО введение Россией утилизационного сбора на импортные автомобили. Если же стороны не достигнут компромисса, ВТО, вероятнее всего, признает сбор дискриминирующим, его расширение на домашних производителей будет стоить одному только автоконцерну КамАЗ $300–540 млн в год, оценили в Moody’s. К тому же открытие внутреннего рынка продолжается: с сентября этого года импортные тарифы по 5100 позиций будут снижены еще на 1–3%.
Эксперты отмечают недостаточно активную защиту интересов российского бизнеса и призывают содействовать вступлению в ВТО Казахстана и Белоруссии, а также бороться с нехваткой квалифицированных кадров, способных разбираться в процедурах споров. «Компании и чиновники явно не до конца подготовились ко всем последствиям членства РФ в ВТО»,– говорится в отчете Global Counsel. У России, в частности, нет постоянного представительства в штаб-квартире ВТО. «Всего в отношении российских товаров действует более 100 ограничительных мер, в основном это антидемпинговые меры против продукции металлургической и химической отраслей»,– отмечает партнер таможенной практики Goltsblat BLP Владимир Чикин. ЕС ограничивает импорт пшеницы, Китай, Мексика, Индия – труб и стали, США и Австралия – удобрений. Наибольшие ограничения, по оценке Moody’s, испытывают «Северсталь», НЛМК и «Фосагро».
Татьяна Едовина, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?