Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Все вниз. Что стало с арендой?
Изменения наметились уже в 2014 году, а в этом можно уверенно говорить, что в данном сегменте рынка произошел спад. Банки, рестораны и кафе в Москве значительно урезали свои расходы на аренду
Москва больше не входит в тройку европейских лидеров по максимальной ставке аренды в сегменте стрит-ритейла. По данным компании JLL, за год этот показатель снизился на 25%, до 4 500 тысяч долларов за квадратный метр в год. Так что теперь российская столица занимает четвертое место, пропустив вперед не только традиционных лидеров Париж и Лондон, но и Мюнхен.
Вообще все, что сейчас происходит в столичном стрит-ритейле, в большой степени имеет отношение к общероссийской ситуации. Например, отказ от долларовой аренды. Уже в 2014 году ставки в перезаключаемых договорах номинировались в рублях, а к концу 2015 долларовых ставок в стрит-ритейле может не остаться вообще.
Еще один ярко выраженный тренд – корректировка бюджетов, которые компании готовы тратить на аренду. В среднем падение по сравнению с началом 2014 года составило 25%, а кто-то перешагнул и эту планку. Скажем, банки сегодня готовы платить на 40% меньше, рестораны и кафе – почти на 34% и так далее. Меньше всего пока просили продуктовые магазины, в среднем сократившие свой арендный бюджет процентов на 10.
Кстати, по оценке JLL, со стороны продуктовых магазинов в IV квартале 2014 года наблюдался и самый активный арендный спрос. Обычно этот сегмент формировал процентов 20 спроса, а теперь – 45. Причем формат арендаторов заметно изменился. Раньше доминировали крупные супермаркеты с большим разнообразием товаров, а теперь в лидерах – сети специализированных магазинов и супермаркеты районного масштаба.
В сегменте кафе и ресторанов тоже понятные изменения. Когда-то активные сетевые кафе и авторские рестораны, извините, сдулись. теперь арендой интересуются в основном небольшие кондитерские, пекарни и столовые.
Фото с сайта almazgroup.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?