Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Все хотят "Аленку"
Знаменитый советский шоколадный бренд «Аленка» вконец рассорил норвежский концерн Orkla с холдингом «Объединенные кондитеры». Фабрика «Красный Октябрь», входящая в структуру крупнейшего российского кондитерского холдинга, посчитала, что Orkla нарушила ее права на «Аленку». Норвежцы, в свою очередь, посчитали, что московская фабрика неправомерно получила права на эту торговую марку. Если Orkla убедит своими доводами Федеральную антимонопольную службу (ФАС), то «Аленка» может потерять правовую охрану.
В конце февраля компания «Оркла Брэндс Россия», российская «дочка» норвежского кондитерского концерна Orkla, объявила о выходе из состава ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд». Компания объяснила свой поступок тем, что отраслевое объединение защищает интересы только холдинга «Объединенные кондитеры» и пренебрегает интересами отрасли (см. РБК daily от 29.02.12).
Оказалось, демарш Orkla был вызван личным конфликтом скандинавов с крупнейшим российским кондитерским холдингом. Как стало известно РБК daily, московская фабрика «Красный Октябрь», входящая в состав холдинга «Объединенные кондитеры», обвинила в недобросовестной конкуренции Кондитерскую фабрику имени Н.К. Крупской, которая принадлежит «Оркла Брэндс Россия». Заявление было подано в марте 2011 года в Санкт-Петербургское управление ФАС по нарушению п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», рассказал РБК daily заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов.
«Красный Октябрь» обвинил фабрику имени Крупской в нарушении своих прав на товарный знак «Аленка». По мнению заявителя, санкт-петербургская фабрика в 2010—2011 годы производила и продавала шоколад «Крупская Аленка», который был схож до степени смешения с шоколадом «Аленка», и тем самым вводила потребителя с заблуждение.
«В настоящее время дело передается из Санкт-Петербурга в центральный аппарат ФАС. Это связано с тем, что в феврале в Москву было подано встречное заявление фабрики имени Н.К. Крупской, которая обвинила в недобросовестной конкуренции «Красный Октябрь». Теперь два дела будут рассматриваться вместе», — рассказал г-н Карташов. Санкт-петербургская фабрика обвинила «Красный Октябрь» в нарушении той же самой статьи закона. Фабрика имени Н.К. Крупской посчитала, что москвичи неправомерно получили права на товарный знак «Аленка» и теперь выдавливают конкурентов, выпускающих похожую продукцию.
По словам г-на Карташова, заявление санкт-петербургской фабрики рассматривается сейчас в первоочередном порядке. «В конце марта рассмотрение заявления продлено на два месяца, но дело пока не возбуждено. Если будет установлен факт неправомерного получения «Красным Октябрем» прав на товарный знак «Аленка», то знак будет лишен правовой охраны», — рассказал он.
Представители «Оркла Брэндс Россия» и холдинга «Объединенные кондитеры» отказались от комментариев.
Вместе с подачей заявления в ФАС фабрике имени Н.К. Крупской надо оспаривать регистрацию товарного знака «Аленка», чтобы сделать этот знак общедоступным, говорит юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. «Сейчас ФАС рассматривает пакет документов, среди которых присутствует свидетельство о регистрации товарного знака «Аленка» в Роспатенте. Это свидетельство на сегодняшний день никем не оспорено, поэтому у ФАС нет оснований не доверять этому доказательству. В этом контексте «Красный Октябрь» будет прав», — говорит юрист. ФАС не сможет установить признаки неправомерного получения московской фабрикой прав на «Аленку», пока это не будет обжаловано в Роспатенте или в суде, добавляет г-н Моисеев.
В этой истории встает принципиальный вопрос: если спор решать в пользу Orkla, то это может стать основанием для разрушения устоявшегося баланса на рынке советских брендов, говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин: «Если мы увидим готовность ФАС, а затем и судебных инстанций изменить сложившуюся ситуацию, то это изменит рынок в целом».
Вполне возможно, спор между «Оркла Брэндс Россия» и «Красным Октябрем» вокруг «Аленки» может оказаться не последним. В палате по патентным спорам находится заявление российской «дочки» норвежского концерна по поводу товарного знака «Солнечный Кызыл-Кум». Не исключено, что Роспатент отказался регистрировать этот знак, посчитав его схожим с товарным знаком «Каракум», принадлежащим «Красному Октябрю».
www.rbcdaily.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.