Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Впервые с 1991 года ожидается снижение продаж на фармрынке
Кризис не собирается отступать от фармацевтической отрасли. Эксперты прогнозируют, что в конце этого года впервые за 19 лет объем продаж лекарств может показать отрицательную динамику. Падение продаж продолжится и в феврале—марте 2010 года, в результате чего коммерческий сегмент фармрынка по итогам года вырастет всего на 10%. Теперь покупатели выбирают в аптеках более дешевые медикаменты, а рост цен, который также играл свою роль в росте рынка, остановился из-за жесткого контроля государства и остановившейся девальвации рубля.
Продажи в российских аптеках больше не радуют своей динамикой экспертов фармрынка. Если в 2008 году коммерческий сегмент рынка вырос на 27%, то по итогам 2009 года продажи прирастут скромнее — на 20—22%, прогнозируют специалисты ЦМИ «Фармэксперт». Директор департамента маркетинговых исследований «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов ожидает, что проблемы в розничном сегменте проявятся уже в декабре 2009 года. Прогнозируется, что по сравнению с декабрем 2008 года продажи в аптеках сократятся на 3,7%.
«В прошлом году после первой волны девальвации население бросилось в аптеки закупать дорожающие лекарства впрок, — объясняет эксперт. — Сейчас такого ажиотажа нет, и продажи в упаковках будут меньше». Отрицательная динамика ожидается и в феврале—марте 2010 года.
Ушел основной драйвер рынка — рост цен на лекарства, объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин. «Во-первых, прекратилась девальвация рубля, во-вторых, государство ужесточило политику ценового регулирования отрасли», — говорит он. Этот вывод подтверждают и данные ЦМИ «Фармэксперт»: если в период с октября 2008 года по май 2009 года цены выросли на 26% (по данным Росстата, на 36%), то с мая по сентябрь они снизились на 3,5%. «У нас импортозависимый рынок, который реагирует на изменения бивалютной корзины», — отмечает г-н Мелик-Гусейнов.
С апреля 2009 года люди стали меньше покупать лекарств, добавляет г-н Кузин. По его мнению, падение продаж в упаковках по итогам года составит 6—7%. В целях экономии потребители переходят и на более дешевые медикаменты, чего не наблюдалось уже несколько лет. «Доля недорогих препаратов стоимостью до 50 руб. увеличилась в структуре аптечных продаж на 5%, хотя до этого их доля неуклонно сокращалась», — подчеркивает он.
Снижение потребительского спроса отмечает и директор по маркетингу аптечной сети «36,6» Андрей Атемасов. «Москвичи предпочитают более дешевые товары, однако пока не готовы сокращать свои потребности, — рассказывает собеседник РБК daily. — В регионах же снижается как количество покупок, так и их стоимость». По мнению г-на Атемасова, эта тенденция сохранится до конца года.
Рынок лекарств в упаковках прекратит свое падение в начале следующего года, полагает г-н Кузин. «Уже во втором и третьем кварталах он начнет расти», — уверен он. По итогам года эксперты ожидают незначительный рост рынка на уровне 10% против 18—27% в предыдущие годы.
МАРГАРИТА ПАРФЕНЕНКОВА www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?