Декоративное изображение
2 978

Поделиться

Волна сокращений оказалась невысокой

Компании утверждают, что дешевле не экономить на персонале

Обзор кадрового агентства Kelly Services по технологиям сокращения персонала в крупных и средних российских компаниях показывает, что волна увольнений в 2009 году была достаточно локальной. Сокращали кадры 38% опрошенных, не снижали зарплаты 58%, 38% компаний индексировали оплату труда на уровень инфляции, при сокращении соцпакетов увеличиваются расходы на командировки и ДМС. Причина мягкости работодателей в том, что кризис не отменил кадрового голода.

Международное агентство по подбору персонала Kelly Services представило исследование «Управление затратами на персонал», в котором сделало попытку комплексного анализа мер, принимаемых компаниями для сокращения затрат на персонал. В основу исследования лег опрос 94 компаний (53% из них западные) различных отраслей, проведенный марте—апреле 2009 года. Масштабы сокращений в компаниях оказались весьма умеренными: на сокращение штатов пошло 38% опрошенных, в 32% наблюдается рост численности персонала к 2008 году и, наконец, в 29% компаний не зафиксировано изменений в штате.

Самыми позитивными показателями может похвастаться фармацевтическая отрасль — там наблюдается прирост числа сотрудников и практически отсутствуют увольнения. Минимальные сокращения — в IT и телекоме (на 13%), максимальные — в финансовом секторе (75%). На фоне прироста найма на 25% в секторе FMCG 54% компаний отмечают увольнения. По словам директора отделения «Кадровый консалтинг» Kelly Services Вероники Онищенко, компании нанимают персонал «точечно» и собственными силами либо же, минимизируя риски, используют услуги аутсорсинга персонала. Кадровики все так же отмечают дефицит кадров, но говорят, что сейчас кандидаты стали «более гибкими». «Сокращения персонала не привели к росту количества квалифицированных работников, и этой волны, скорее всего, не будет»,— убеждена HR-директор Kelly Services Галина Ширинова. «За те же деньги можно привлечь более профессионального кандидата, однако процесс поиска талантливого сотрудника стал более трудоемким»,— говорит начальник управления по работе с персоналом «ГПБ Нефтегаз Сервисез» Ирина Воробьева.

Большинство (58%) компаний заявили, что вообще не сокращали зарплаты, в остальных пересмотр заработков все же произошел или планируется. Среди тех компаний, которые пошли на увеличение зарплат своим сотрудникам, 70% фактически проиндексировали их на уровень инфляции (на 10%), еще 21% — увеличили на 10–20%. Из сокращавших зарплаты более 70% указали, что объем сокращений не превысил 40% (у 38% сокращения не вышли за пределы 20%). Как видно из исследования, больше всего выросла оплата специалистов и топ-менеджеров. При пересмотре компании руководствовались не изменением курса рубля (это отметили только 9%), а показателями деятельности (62%), индивидуальными показателями (51%) и инфляцией (41%).

Как следует из данных, 12% компаний сократили рабочее время сотрудников, еще 9% планируют это сделать, но окончательного решения не приняли. Эта мера особо популярна на производстве оборудования и в инжиниринге (35,7%), в нефтегазовом секторе и металлургии (20%). Но большинство компаний отменили или сократили бюджет на обучение персонала, представительские расходы, компенсацию мобильной связи, льготные кредиты. При этом компании увеличили бюджеты на командировки и ДМС. «Большинство компаний не отказываются от добровольного медстрахования, хотя некоторые пересматривают пакет по страховке»,— говорит партнер KPMG Алевтина Борисова.

Дарья Николаева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами