Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Волна сокращений оказалась невысокой
Компании утверждают, что дешевле не экономить на персонале
Обзор кадрового агентства Kelly Services по технологиям сокращения персонала в крупных и средних российских компаниях показывает, что волна увольнений в 2009 году была достаточно локальной. Сокращали кадры 38% опрошенных, не снижали зарплаты 58%, 38% компаний индексировали оплату труда на уровень инфляции, при сокращении соцпакетов увеличиваются расходы на командировки и ДМС. Причина мягкости работодателей в том, что кризис не отменил кадрового голода.
Международное агентство по подбору персонала Kelly Services представило исследование «Управление затратами на персонал», в котором сделало попытку комплексного анализа мер, принимаемых компаниями для сокращения затрат на персонал. В основу исследования лег опрос 94 компаний (53% из них западные) различных отраслей, проведенный марте—апреле 2009 года. Масштабы сокращений в компаниях оказались весьма умеренными: на сокращение штатов пошло 38% опрошенных, в 32% наблюдается рост численности персонала к 2008 году и, наконец, в 29% компаний не зафиксировано изменений в штате.
Самыми позитивными показателями может похвастаться фармацевтическая отрасль — там наблюдается прирост числа сотрудников и практически отсутствуют увольнения. Минимальные сокращения — в IT и телекоме (на 13%), максимальные — в финансовом секторе (75%). На фоне прироста найма на 25% в секторе FMCG 54% компаний отмечают увольнения. По словам директора отделения «Кадровый консалтинг» Kelly Services Вероники Онищенко, компании нанимают персонал «точечно» и собственными силами либо же, минимизируя риски, используют услуги аутсорсинга персонала. Кадровики все так же отмечают дефицит кадров, но говорят, что сейчас кандидаты стали «более гибкими». «Сокращения персонала не привели к росту количества квалифицированных работников, и этой волны, скорее всего, не будет»,— убеждена HR-директор Kelly Services Галина Ширинова. «За те же деньги можно привлечь более профессионального кандидата, однако процесс поиска талантливого сотрудника стал более трудоемким»,— говорит начальник управления по работе с персоналом «ГПБ Нефтегаз Сервисез» Ирина Воробьева.
Большинство (58%) компаний заявили, что вообще не сокращали зарплаты, в остальных пересмотр заработков все же произошел или планируется. Среди тех компаний, которые пошли на увеличение зарплат своим сотрудникам, 70% фактически проиндексировали их на уровень инфляции (на 10%), еще 21% — увеличили на 10–20%. Из сокращавших зарплаты более 70% указали, что объем сокращений не превысил 40% (у 38% сокращения не вышли за пределы 20%). Как видно из исследования, больше всего выросла оплата специалистов и топ-менеджеров. При пересмотре компании руководствовались не изменением курса рубля (это отметили только 9%), а показателями деятельности (62%), индивидуальными показателями (51%) и инфляцией (41%).
Как следует из данных, 12% компаний сократили рабочее время сотрудников, еще 9% планируют это сделать, но окончательного решения не приняли. Эта мера особо популярна на производстве оборудования и в инжиниринге (35,7%), в нефтегазовом секторе и металлургии (20%). Но большинство компаний отменили или сократили бюджет на обучение персонала, представительские расходы, компенсацию мобильной связи, льготные кредиты. При этом компании увеличили бюджеты на командировки и ДМС. «Большинство компаний не отказываются от добровольного медстрахования, хотя некоторые пересматривают пакет по страховке»,— говорит партнер KPMG Алевтина Борисова.
Дарья Николаева, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?