Декоративное изображение
2 888

Поделиться

Вокруг закона "О торговле" много шума

Правила игры

сравнивает корреспондент отдела потребрынка Ирина Парфентьева

Вокруг закона «О торговле» всегда было много шума — и когда он был замыслом, и когда стал законопроектом, и когда вступил в силу (с 1 февраля 2010 года). В августе закончился отведенный продуктовым ритейлерам и поставщикам переходный период, и в полную силу заработали все положения закона. Но рынок не смирился — теперь его участники спорят, как закон переделать.

Так, например, курултай Республики Башкортостан подготовил проект поправок, предусматривающих, в частности, введение предельных размеров оптовых и розничных наценок на социально значимые товары. Затрагивают торговлю и два проекта поправок к Кодексу об административных правонарушениях: один внесен правительством и предусматривает фиксированные штрафы за нарушение закона «О торговле» (но не более 1 млн руб.), второй — от группы депутатов (единоросса Ирины Яровой, сенатора и владельца «Моссельпрома» Сергея Лисовского и других) — предусматривает введение оборотного штрафа (до 3% годовой выручки в случае повторного нарушения закона). Госпожа Яровая также предложила магазинам и их контрагентам совместно разработать типовой договор поставки. «Если мы не смогли закон совместно написать, на основе которого договоры переписывались, то прочему должны теперь коммерческие документы согласовывать?» — недоумевает один из ритейлеров, получивший предложение к коллективному обсуждению.

От всего этого есть ощущение, что российский закон «О торговле» является этаким эксклюзивным продуктом, то есть не имеющим аналогов — не подсмотреть, не поучиться. Но ведь это не так. В распоряжении “Ъ” оказалась аналитическая записка PricewaterhouseCoopers (PwC), подготовленная компанией для правительства РФ. В ней представлен обзор специальных мер по регулированию торговой деятельности, годами применяемых в странах Центральной и Восточной Европы, Южной Америки и Азии. Например, долгих согласований и дискуссий по срокам оплаты поставок можно было избежать, изучив закон «О торговле продовольственными товарами» в Румынии (устанавливает 12 дней для оплаты скоропортящихся товаров, 20 дней — замороженных, 35 — всех остальных). Ритейлеры в Польше с торговой площадью более 2 тыс. кв. м могут располагаться исключительно на специально отведенных территориях, которые включены в план по развитию розничной торговли (это к спорам о доле розничного оператора на рынках городских округов и муниципальных районов). А вот в Словакии всевозможные бонусы с поставщиков (за включение позиции в листинг, за выкладку товаров, за открытие новых магазинов и т. д.) вроде бы тоже запрещены, но только в случае, если общая сумма платежей превышает 3% от годовой выручки поставщика за товары, реализованные через соответствующую сеть.

Будем надеяться, что у российских законотворцев все-таки появится время, чтобы ознакомиться с опытом и зарубежных, и отечественных магазинов. Минпромторг вроде бы понимает важность этой паузы. «Сейчас говорить о каких-либо поправках, мне кажется, преждевременно. Нужно смотреть, как действует закон, проводить мониторинг, а затем, согласно правоприменению, смотреть, что нужно поправлять»,— заявил в середине сентября директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов. Правда, чиновник добавил, что, «если понадобится оперативное вмешательство», поправки все-таки можно рассмотреть уже осенью 2010 года.

КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами