Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вокруг закона "О торговле" много шума
Правила игры
сравнивает корреспондент отдела потребрынка Ирина Парфентьева
Вокруг закона «О торговле» всегда было много шума — и когда он был замыслом, и когда стал законопроектом, и когда вступил в силу (с 1 февраля 2010 года). В августе закончился отведенный продуктовым ритейлерам и поставщикам переходный период, и в полную силу заработали все положения закона. Но рынок не смирился — теперь его участники спорят, как закон переделать.
Так, например, курултай Республики Башкортостан подготовил проект поправок, предусматривающих, в частности, введение предельных размеров оптовых и розничных наценок на социально значимые товары. Затрагивают торговлю и два проекта поправок к Кодексу об административных правонарушениях: один внесен правительством и предусматривает фиксированные штрафы за нарушение закона «О торговле» (но не более 1 млн руб.), второй — от группы депутатов (единоросса Ирины Яровой, сенатора и владельца «Моссельпрома» Сергея Лисовского и других) — предусматривает введение оборотного штрафа (до 3% годовой выручки в случае повторного нарушения закона). Госпожа Яровая также предложила магазинам и их контрагентам совместно разработать типовой договор поставки. «Если мы не смогли закон совместно написать, на основе которого договоры переписывались, то прочему должны теперь коммерческие документы согласовывать?» — недоумевает один из ритейлеров, получивший предложение к коллективному обсуждению.
От всего этого есть ощущение, что российский закон «О торговле» является этаким эксклюзивным продуктом, то есть не имеющим аналогов — не подсмотреть, не поучиться. Но ведь это не так. В распоряжении “Ъ” оказалась аналитическая записка PricewaterhouseCoopers (PwC), подготовленная компанией для правительства РФ. В ней представлен обзор специальных мер по регулированию торговой деятельности, годами применяемых в странах Центральной и Восточной Европы, Южной Америки и Азии. Например, долгих согласований и дискуссий по срокам оплаты поставок можно было избежать, изучив закон «О торговле продовольственными товарами» в Румынии (устанавливает 12 дней для оплаты скоропортящихся товаров, 20 дней — замороженных, 35 — всех остальных). Ритейлеры в Польше с торговой площадью более 2 тыс. кв. м могут располагаться исключительно на специально отведенных территориях, которые включены в план по развитию розничной торговли (это к спорам о доле розничного оператора на рынках городских округов и муниципальных районов). А вот в Словакии всевозможные бонусы с поставщиков (за включение позиции в листинг, за выкладку товаров, за открытие новых магазинов и т. д.) вроде бы тоже запрещены, но только в случае, если общая сумма платежей превышает 3% от годовой выручки поставщика за товары, реализованные через соответствующую сеть.
Будем надеяться, что у российских законотворцев все-таки появится время, чтобы ознакомиться с опытом и зарубежных, и отечественных магазинов. Минпромторг вроде бы понимает важность этой паузы. «Сейчас говорить о каких-либо поправках, мне кажется, преждевременно. Нужно смотреть, как действует закон, проводить мониторинг, а затем, согласно правоприменению, смотреть, что нужно поправлять»,— заявил в середине сентября директор департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов. Правда, чиновник добавил, что, «если понадобится оперативное вмешательство», поправки все-таки можно рассмотреть уже осенью 2010 года.
КоммерсантЪИнтервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.