Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Водочные прогнозы протрезвели
«Премиумизация» рынка откладывается
Инвесткомпания «Ренессанс Капитал» пересмотрела свой прогноз развития российского рынка водки: «премиумизация», то есть переход потребителей на более дорогие бренды, которую раньше аналитики называли «основной движущей силой всего рынка», прекратится, а «массовая» водка к 2013 году сможет занять 57% рынка (сейчас — 40%).
О пересмотре прогнозов “Ъ” рассказала управляющий директор и глава аналитического отдела по России «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина. По ее словам, оценки были пересмотрены с учетом негативных последствий финансового кризиса: снижения потребительского спроса, ослабления рубля и проч. Теперь «Ренессанс Капитал» считает, что водочный рынок в физическом выражении в 2008 году сократится на 4,3%, в 2009-м — на 4,3%, и ежегодно до 2013 года потребление водки будет снижаться еще на 4%. В денежном выражении рынок вырастет, но темпами ниже инфляции: среднегодовой рост в рублях окажется на уровне 3,4% (розничные цены), в долларах — всего 1%. При этом из-за ослабления доллара в 2009 году рынок упадет на 14%, до $16,2 млрд.
До кризиса прогнозы аналитиков были более оптимистичны. В своем отчете «Водка. Трезвый взгляд», подготовленном к IPO компании «Синергия» в августе 2007 года, «Ренессанс Капитал» предсказывал ежегодный рост рынка в рублях до 2011 года на 5,8% в розничных ценах. При этом среднеценовой сегмент должен был ежегодно расти на 14%, а верхние сегменты (свыше 120 руб. за бутылку 0,5 л) — на 25% в год. Поэтому «основной движущей силой всего рынка» называлась тенденция «премиумизации», то есть перехода потребителей с массовых на более дорогие премиальные бренды, обусловленная ростом реальных зарплат.
Глава российского офиса Diageo Джон О`Кифф подтверждал “Ъ”, что эта тенденция носит мировой характер. А коммерческий директор холдинга «Русский алкоголь» Вадим Касьянов объяснял «премиумизацию» российских компаний их желанием «понравиться» транснациональным производителям, которые поглощают в первую очередь высокомаржинальные предприятия, чьи бренды имеют международный потенциал. Тот же «Русский алкоголь» за год до продажи 90% бизнеса польско-американской CEDC и инвестфонду Lion Capital объявил о планах довести долю своего субпремиального бренда «Журавли» до 40% от общих продаж (в 2006 году на него приходилось всего 2% выручки).
В условиях кризиса тенденция «премиумизации» прекратится и потребители переключатся на более дешевую водку, прогнозируют в «Ренессанс Капитале». По прогнозам компании, если в 2007 году продажи водки дороже 120 руб. за бутылку 0,5 л выросли на 22–%, то в этом году рост составит только 14–%, а к 2009-му темпы снизятся до 5–,5% в год. При этом к 2013 году совокупно три премиальных сегмента (суб-, супер- и просто премиум) будут занимать 22%, а не 30%, как планировалось до кризиса. А массовый среднеценовой сегмент окажется недосягаемым лидером и займет 57% рынка.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко с прогнозами «Ренессанса» «до конца не согласен»: «То, что происходит сейчас с российской экономикой,— не структурное изменение, а небольшая корректировка. Менее восприимчивы к рекламным воздействиям премиальных брендов потребители не станут». Председатель правления холдинга «Синергия» Александр Мечетин тоже более осторожен в оценках: «Какие-то выводы можно будет делать минимум через полгода, но на премиальной водке, пусть даже и за $30, потребитель будет экономить в последнюю очередь: это одна из немногих радующих мелочей».
Анна Рябова, КоммерсантЪ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?