Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Водка устаканилась: экспорт русского алкоголя достиг крыши
На фоне существенного роста производства крепкого алкоголя (почти 14%) в прошлом году российские компании снизили экспорт своей продукции на 1%, до 5,1 млн дал. Разнонаправленность показателей объясняется тем, что на внутреннем рынке производители создавали запасы продукции перед существенным повышением акциза, в то время как спрос на русскую водку за рубежом остается стабильным.
Крупнейшим потребителем отечественного крепкого спиртного остается Украина, на долю которой приходится 27% поставок алкоголя из России. Среди компаний второй год подряд лидирует «Русский алкоголь» (принадлежит CEDC) как раз во многом благодаря удачной экспансии «Зеленой марки» на Украину, а также прорыву на рынок Великобритании.
В минувшем году российские производители алкоголя сократили экспорт на 1,1 млн бутылок водки объемом 0,5 л. В бытовом масштабе такой «недолив» выглядит колоссальным, однако с точки зрения глобальной экономики весь этот миллион бутылок – незаметная капля в бескрайнем водочном море. Объемы поставок по сравнению с прошлогодними снизились всего лишь на 1%, то есть можно говорить о стабилизации спроса за границей на стратегический русский продукт.
Согласно данным Федеральной таможенной службы (есть в распоряжении РБК daily), экспорт водки в прошлом году осуществляли 65 российских заводов в 76 стран мира – от США до Северной Кореи. Крупнейшим потребителем российской водки остается Украина – 1,36 млн дал (27% от общего объема). При этом компания «Русский алкоголь» (принадлежит польской CEDC) остается фактически монополистом на этом экспортном направлении. В прошлом году ее доля в поставках на Украину составила 93,3% (1,27 млн дал). Поставки во вторую страну в списке крупнейших потребителей российской водки – Германию – вдвое меньше (631 тыс. дал).
Несмотря на финансовые проблемы CEDC последних лет, экспортная программа «Русского алкоголя» в 2012 году может быть признана успешной. Производитель «Зеленой марки» нарастил поставки за рубеж на 9,3%, до 2 млн дал. Исходя из общего объема производства компании в 14,9 млн дал доля экспорта для «Русского алкоголя» составила 13,5%. Это позволяет говорить, что экспорт для компании не имиджевый проект, как для большинства конкурентов, а важнейшая часть основного бизнеса группы.
Одним из главных событий для «Русского алкоголя» в части реализации экспортных амбиций стал выход компании на рынок Великобритании. В 2011 году CEDC подписала договор о дистрибуции своей продукции с William Grant & Sons (WGS), отказавшейся от продолжения работы с «Русским стандартом». Первые поставки на Туманный Альбион начались в декабре 2011 года. По итогам прошлого года, по данным ФТС, в Великобританию было поставлено 81 тыс. дал «Зеленой марки» (продается за рубежом как Green Mark), что, с одной стороны, не так много, с другой – вполне осязаемый результат на старте.
Для главной российской экспортно ориентированной компании – «Русского стандарта» – минувший год получился менее однозначным, свидетельствует статистика. Увеличив объем производства на своем петербургском заводе на 13,8%, до 2,3 млн дал, компания Рустама Тарико снизила свои отгрузки на экспорт на 6,3%, до 1,3 млн дал. Доля экспорта в общем объеме производства при этом составила 57%.
Снижение экспортных поставок «Русского стандарта» вряд ли стоит драматизировать. На ключевых для компании рынках ее положение продолжает оставаться устойчивым. Так, рост поставок в США в 2012 году вырос на 4,8%, до 195 тыс. дал. Экспорт в Германию вырос на 9,2%, до 202,7 тыс. дал. Некоторое падение поставок «Русского стандарта» произошло в британском направлении (на 5,3%, до 392 тыс. дал), но оно могло быть связано со сменой регионального дистрибьютора.
Для остальных лидеров российского водочного рынка экспортные поставки продолжают оставаться в большей степени имиджевыми проектами. Так, доля экспорта в объеме производства Алкогольной сибирской группы (бренды «Пять озер», «Хаски») составила 1,6% (120 тыс. дал). Для «Синергии» («Беленькая», «Белуга») этот показатель равен 1,7% (235 тыс. дал). При этом обе компании показали снижение экспортных поставок в 2012 году на 4,8 и 6,8% соответственно.
Как свидетельствуют данные ФТС, объем крепкого алкоголя, отправившегося из России на покорение мира, был сполна компенсирован импортом. В 2012 году через таможню в направлении России проследовало 5,57 млн дал иностранной водки, виски, рома, джина и текилы. Это на 9,6% превышает объем водки, вывезенной из России за рубеж.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?