Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Водка ушла на донышко
Легальный рынок продолжает падение
Падение производства алкоголя в России продолжается. По итогам первого квартала отечественные заводы снизили объемы на 16,9%, а в марте – и вовсе на 21,8%. На рынок давят стремительный рост контрафактной продукции и недавнее увеличение минимальной розничной цены (МРЦ) на водку с 170 до 199 руб. за 0,5 л. По итогам года производители ожидают падения легального рынка до 20%.
Как следует из данных Росстата (имеются в распоряжении “Ъ”), в первом квартале производство водки в России снизилось к аналогичному периоду прошлого года на 16,9%, до 10,7 млн дал. Сильнее всего производство водки падало в январе – на 28,9%, до 2,2 млн дал, но первый месяц года, как правило, не является показательным, так как в этот период водочные производители не работают в полную силу, распродавая сформированные в четвертом квартале запасы продукции со старым акцизом (акциз на алкоголь крепостью более 9 градусов с 1 января был увеличен на 25%, до 500 руб. за 1 л безводного спирта). В феврале производство выровнялось – падение к прошлому году составило лишь 3,3% (до 4,3 млн дал), но в марте произошел очередной резкий спад на 21,8% (до 4,1 млн дал).
В последнее время темпы реализации запасов продукции, сделанных дистрибуторами, ухудшились, отмечает совладелец «Синергии» (водки «Беленькая», Beluga) Александр Мечетин. «Они не могут распродать стоки, которые формировались еще в течение четвертого квартала 2013 года»,– говорит господин Мечетин. Причину такой динамики он видит в том числе в расширении рынка сбыта нелегальной водки за счет «лавинообразного роста точек, торгующих алкоголем без лицензии». «Продажи легального крепкого алкоголя в официальной рознице летят камнем вниз из-за чудовищного роста реализации левака через альтернативные каналы продаж,– соглашается председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – В результате выпущенный три месяца назад объем давит на рынок, и объемы производства падают». Согласно недавнему исследованию аналитиков Infoline, только в крупных российских городах 16% магазинов торгуют алкоголем без лицензии.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз причину спада в производстве водки в прошлом месяце видит в повышении МРЦ: в отличие от предыдущих лет, оно произошло не в январе, а только 11 марта. Рост МРЦ составил 17% – с 170 до 199 руб. за бутылку 0,5 л. «Можно говорить, что с 11 марта продажи легальной водки в нижнем ценовом сегменте заметно сократились»,– говорит господин Дробиз.
На долю нелегальной водки в конце прошлого года приходилось уже 55% от всего рынка, считает вице-президент холдинга «Русский стандарт» (водки «Зеленая марка», Parliament) Игорь Косарев. «При той динамике, которую мы видим сегодня, можно предположить, что к концу года эта доля увеличится уже до 64%»,– говорит он. Господин Мечетин, в свою очередь, прогнозирует, что легальный рынок до конца года сократится в объемах на 20% к уровню 2013 года. «Ситуация может усугубиться во второй половине года, после того как с 1 августа МРЦ поднимется еще выше – до 220 руб. за 0,5 л»,– опасается один из участников водочного рынка.
Спад в производстве в первом квартале был характерен не только для водки, но и для других алкогольных напитков. Так, выпуск российских коньяков упал на 20,9%, до 1,3 млн дал, столовых вин – на 14,5%, до 6,3 млн дал, игристых вин – на 16%, до 1,95 млн дал (подробнее см. таблицу). В марте председатель совета директоров ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов говорил, что компания оценивает перспективы текущего года более консервативно в сравнении с 2013 годом, ожидая роста продаж в натуральном выражении в 4–7% (в прошлом году продажи ГК выросли на 21%). Негативными факторами господин Титов назвал общую конъюнктуру рынка и спад покупательской способности россиян.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых проектах.