Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 154
Поделиться
Водка теряет ближнее зарубежье
Производители русской водки сдают позиции в странах СНГ. Судя по статистике Федеральной таможенной службы (ФТС), ближнее зарубежье, на которое еще недавно приходилось более половины в структуре экспорта сорокаградусной, сейчас занимает всего 39%. Эксперты объясняют это тем, что недорогая российская водка после пересечения границы, к примеру, Казахстана и уплаты импортных пошлин автоматически попадает по цене в премиальный сегмент, который наиболее пострадал от кризиса. В итоге потребители отдают предпочтение местным производителям.
Как свидетельствуют данные ФТС, в прошлом году российские экспортеры снизили поставки водки в страны СНГ более чем на 25% по сравнению с 2008 годом, до 1,6 млн дал (ФТС предоставляет данные в пересчете на 100-процентный спирт, журналисты пересчитали их на 40-процентную водку). В денежном выражении экспорт снизился на 28%, до 48 млн долл.
Тенденция снижения объемов экспорта водки в страны СНГ сохранилась и в 2010 году. Несмотря на общий рост поставок на 9,1% за первые два месяца года, достигнутый благодаря увеличению экспорта в страны дальнего зарубежья, в СНГ было ввезено на 15% меньше русской водки (186 тыс. дал). Правда, в денежном выражении в январе—феврале 2010 года экспорт вырос на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, до 5,9 млн долл. Это связано с общим повышением цен на водку на российском рынке.
По данным директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, лидером по экспорту на Украину — крупнейший водочный рынок СНГ после России — является ГК «Русский алкоголь» с брендом «Зеленая марка». В прошлом году компания снизила поставки из-за смены дистрибьютора. «На наших продажах на Украине серьезно отразилась ситуация с «Союз-Виктаном» — нашим дистрибьютором на этом важном для нас экспортном рынке, — рассказал PR-директор «Русского алкоголя» Александр Коровка. — Нам пришлось создавать собственную дистрибьюторскую компанию, что усложнило работу».
По словам г-на Коровки, российским экспортерам пришлось снизить объемы поставок в некоторые страны СНГ из-за принятых руководством этих стран мер по регулированию алкогольного рынка. «Сокращение экспортных поставок в некоторые страны СНГ, например, на такие крупные рынки, как Казахстан, Азербайджан, связано с введением политики квотирования по примеру Белоруссии, где импортные товары не должны превышать установленной государством доли рынка, — сообщил г-н Коровка. — С нашей точки зрения, принятие подобных мер неоправданно, потому что в любом случае импортная российская водка на этих рынках стоит дороже местной и не конкурирует напрямую с ней».
В то же время в дальнее зарубежье поставки российской водки за два месяца 2010 года выросли на 33,5% и составили 291 тыс. дал. В денежном выражении рост был еще внушительнее — на 69%, до 11,8 млн долл. По мнению г-на Дробиза, такой рост объемов экспорта связан с агрессивной экспансией «Русского Стандарта», из года в год увеличивающего продажи на Западе и в странах Юго-Восточной Азии. При этом, по мнению эксперта, дальнейший рост российского водочного экспорта на ключевых рынках весьма проблематичен, так как отечественные компании, с одной стороны, не пользуются поддержкой государства, а с другой — не имеют достаточно собственных средств для серьезного продвижения на рынках дальнего зарубежья.
По данным г-на Дробиза, серьезными экспортерами в страны дальнего зарубежья являются «Русский Стандарт» (в 2009 году — около 800 тыс. дал) и «Парламент» (300 тыс. дал).
RBC daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.