Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Водка бывает хорошая или народная
Минфин считает, что в России не должно быть «народной водки». Со следующего года начнется постепенное повышение акцизов на спирт, которое приведет к подорожанию поллитровки более чем в два раза.
Статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая на российском экономическом форуме во французском Страсбурге, заявил, что уже в 2012 году акцизы начнут расти и через пару лет дойдут до уровня 400 рублей. «Таким образом, к этому времени бутылка водки будет стоить не менее 200 рублей», – подсчитал чиновник и добавил, что, по его мнению, «народной водки» в России быть не должно". В минфине пока эти планы не комментируют.
Надо сказать, что само понятие «народная» – достаточно расплывчатое. К ней, с одной стороны, можно отнести самую дешевую водку, которая продается в магазинах и, соответственно, пользуется наибольшей популярностью у большей части населения. С другой стороны, практически каждый регион нашей страны производит свои фирменные сорта, в названии которых, зачастую, обыгрываются местные достопримечательности. Естественно, что такая водка иногда становится популярнее широко известных марок.
В интервью «Российской газете» руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин вспомнил, что идея «народной водки» была модна около восьми лет назад, когда всерьез размышляли над решением выпустить под плотным контролем государства дешевую безакцизную водку, которая должна была вытеснить весь суррогат. Однако тогда идея «водки без марки» не прошла.
Как считают опрошенные «РГ» эксперты, идея минфина компенсировать снижение ставок страховых взносов в социальные фонды и частично покрыть дыру в бюджете за счет увеличения акцизов на спирт, понятна. Их могут сократить с 34 до 30 процентов для всех и до 20 процентов для малого неторгового бизнеса. По некоторым оценкам, это обойдется госказне в 120-140 миллиардов рублей. Но наши эксперты уверяют, что спирт вряд ли поможет решить эту задачу.
«Посудите сами, – рассуждает Шапкин. – Сегодня в год собирается порядка 85 миллиардов рублей акцизов на алкоголь, не считая пива. По итогам 2012 года планируется собрать 150 миллиардов рублей. Но соберут максимум около 100 миллиардов». И поясняет, что при постепенном повышении цены водки доступность алкоголя будет снижаться и закономерным итогом станет расцвет «легального самогоноварения».
С этим вариантом развития событий согласен и директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. При этом сегодня «народной водки» не существует, это самый настоящий миф, «ее подменили суррогаты». Дробиз разделил их на «жидкости в канистрах, на настойки, на собственно самогон и »гаражную« водку», отметив, что в прошлом году россияне выпили порядка 2 миллиардов 300 миллионов литров крепких алкогольных напитков, а наша промышленность произвела всего 1,5 миллиарда литров. Причина востребованности суррогатов в том, что наш алкоголь существенно дороже, чем в Европе. Если сравнивать, беря за точку отсчета среднюю зарплату, то в 5-6 раз. Именно поэтому, считает он, «народная водка» необходима.
Так что же такое «народная водка»: дешевая или «чистая» (безопасная)? С этим вопросом «РГ» обратилась к своим постоянным экспертам?
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
– По этому поводу хорошо сказал Виктор Степанович Черномырдин: «Лучше водки хуже нет».
Совсем без водки в России, видимо, не обойтись. Но надо стараться пить поменьше. А дешевая водка – это кошмар. «Народная водка» должна быть, с одной стороны, доступной, цена не может быть запретной. Но стоить дешево водка тоже не может, потому что тогда она не будет качественной.
Я часто критикую правительство, но сейчас я на стороне тех, кто предлагает повысить акцизы. Кстати, антиалкогольная компания Горбачева, несмотря на всю критику, была очень эффективной и спасла многие жизни. Я бы вообще ввел госмонополию на спирт.
Евгений Ясин, научный руководитель НИУ – Высшая школа экономики:
– Представление о «народной водке» связано с так называемой «андроповкой», которая была в начале 1980-х годов. Тогда часть водки продавали дешевле, чем обычно, хотя и худшего качества. Но никто на это особо не обращал внимания.
О качестве водки многие не задумываются и сейчас. Каждый думает про себя, что уж его-то организм с этим справится. Но так случается далеко не всегда. Особенно опасно, что в основном пьет водку не очень молодое население, люди, находящиеся в критическом возрасте, когда пора бережнее относиться к своему здоровью. С этим надо как-то бороться. И цена здесь может стать важным фактором. Так что я повышение акцизов на водку всецело приветствую.
Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения:
– Водка – традиционный национальный русский алкогольный напиток. Это мне понятно. А вот что такое «народная водка», признаться, не очень ясно. Это выбор каждого человека.
На мой взгляд, водка должна быть качественной, это главное. И доступной. То есть необходимо найти разумный паритет цены и качества. Лично я, человек среднего достатка, покупаю водку по 200-300 рублей за пол-литра. Это мой паритет. И считаю, что дешевле – она опасна. А дороже – бесполезна, в том смысле, что мало кто может позволить себе ее купить, значит, бюджет не получит ожидаемых доходов.
www.rg.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?