Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Во II квартале 2023 года сильнее всего из МСБ пострадали спорт, медицина и продуктовый ритейл
По данным «Индекса здоровья российского бизнеса» от Calltouch, банка «Точка» и HeadHunter, самыми пострадавшими отраслями МСП по итогам II квартала 2023 года стали спорт, продуктовый ритейл и медицина. Показатели упали на 12–24 балла в зависимости от отрасли, число клиентов сократилось, а обороты хоть и растут, но крайне медленными темпами и во многом за счет роста цен.
Dusan Petkovic/shutterstock
В нише спорта и фитнеса «Индекс здоровья по итогам» II квартала 2023 года в сравнении со II кварталом 2022 года рекордно упал на 41 балл — с 67 до 26 баллов. Нынешний показатель (26 баллов) является близкими к пятилетнему минимуму, зафиксированному во II квартале 2020 года. При этом еще в I квартале 2023 года показатель «Индекса» составлял 62 балла.
Столь резкое падение общей интегральной оценки здоровья компаний, оказывающих спортивные услуги, подтверждается и снижением ключевых бизнес-показателей. Так, несмотря на рост оборотов в отрасли за последний год на треть (32%), спрос на услуги среди клиентов упал на 14%, а на 100 ликвидированных компаний пришлось на 23% меньше зарегистрированных (126 вместо 163 в первом квартале).
«Услуги спорта и фитнеса не относятся к разряду обязательных трат, и при снижении общей покупательской способности населения именно на них многие соотечественники экономят. Кроме того, с наступлением лета наблюдается спад клиентской активности, которая восстанавливается только к осени. Безусловно, отрасль продолжает нести потери и от геополитических событий прошлого года — число посетителей уменьшилось за счет уехавших из страны россиян, а привлечь новую аудиторию оказалось сложнее — на это повлиял и выросший ценник на абонементы, и потеря привычных каналов продвижения», — прокомментировал Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch, один из составителей «Индекса здоровья российского бизнеса».
«Индекс здоровья компаний», оказывающих услуги по продаже продуктов питания и напитков, по итогам II квартала 2023 года в сравнении со II кварталом 2022 года упал на 18 баллов — с 67 до 49 баллов. До уровня в 49 баллов «Индекс» не опускался с 2019 года (тогда он, в зависимости от квартала, составлял от 30 до 65 баллов соответственно).
Падение «Индекса» в отрасли объясняется разными причинами: сокращение доходов компаний вызвано и падением доходов населения (параллельно с ростом инфляции), и ростом затрат ритейлеров на обеспечение торговли (увеличение транспортных расходов, трат на аренду и содержание торговых площадей и т. д.). На фоне снижения покупательской способности многие ритейлеры вынуждены были увеличить количество ассортимента дешевых товаров, которые в период неопределенности пользуются большим спросом.
Сильнее всего это отразилось на нише товаров первой необходимости — продуктов питания, бытовой химии и товарах для дома. Устойчивой чертой поведения покупателей остается экономия: покупатели ищут самые недорогие товары, сокращают объем своих покупок.
Однако более щадящей для россиян формой экономии стал поиск более дешевых альтернатив привычным, более дорогим, брендам.В период нестабильности потребители готовы отказаться от некоторых привычек в пользу экономии средств. При этом зачастую экономия средств не продиктована их недостатком. Россияне экономят «про запас», а часть покупателей, наоборот, запасается товарами первой необходимости. Например, рекордный рост цен на сахар, гречневую крупу, рис и макароны в период пандемии связан в том числе с тем, что многие россияне массово скупали эти продукты.
Дискаунтеры и магазины низких цен становятся новым трендом, а вместе с этим растет конкуренция и со стороны маркетплейсов, и других онлайн-площадок.
Обороты компаний, занимающихся продажей продуктов питания и напитков, растут рекордно медленно по сравнению со всеми другими отраслями. Так, рост оборотов по итогам II квартала 2023 года относительно II квартала 2022 года составил всего 10%, а на 100 ликвидированных компаний пришлось на 34% меньше зарегистрированных (133 против 201 в I квартале).
В медицине «Индекс здоровья» по итогам II квартала 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года упал на 21 балл — с 71 до 50 баллов. Кварталом ранее «Индекс здоровья» составлял 68 баллов, что говорит о серьезной просадке отрасли.
«Среди россиян намечена тенденция отказываться от тех услуг и продуктов, которые не являются обязательными. Просадку медицинской отрасли можно назвать исключительным случаем, ведь на здоровье, как правило, не экономят. Однако в нашей стране платной медицине есть альтернатива — бесплатное государственное здравоохранение. К тому же, летний сезон является периодом приостановки сезонных заболеваний, простуд и вирусов. Можно предположить, что падение этой отрасли бизнеса — временное и связано с общим снижением благосостояния россиян и сезонностью», — отметила Data-журналист банка «Точка» Юлия Криган.
Помимо общего падения «Индекса», рост оборотов был незначительным относительно других отраслей и составил 19% (Q2 2023 к Q2 2022) за счет вынужденного удорожания большинства медицинских услуг и расходных материалов. Отношение числа регистраций новых компаний в отрасли к количеству ликвидаций уменьшилось на 26% (192 новые компании на 100 ликвидированных в I квартале против 142 во II).
При этом клиентский спрос практически восстановился до показателей прошлого года — пока бизнес в сфере медицины недосчитывается только 4% клиентов. Положительная динамика спроса на медицинскую помощь говорит о постепенном восстановлении платежеспособности россиян и их готовности инвестировать финансы в собственное здоровье. Кроме того, рост трафика может быть следствием адаптации к новым каналам и способам продвижения, которые российский бизнес вынужден был освоить после запретов 2022 года.
ВТБ: с начала 2023 года расчеты МСБ в китайских юанях выросли в 6 раз
Жители РФ начали чаще переходить из МСБ в самозанятые
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.