Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Во что предлагает вложить деньги "Синергия"
Инвесторы идут за водкой
Первое IPO в алкогольной отрасли России — компании «Синергия» — может начаться 15 ноября, а сегодня, как ожидается, будет закрыта книга заявок в рамках первичного размещения акций компании. За 19% акций, предложенных инвесторам, «Синергия» планирует выручить $166– млн. Эксперты отмечают, что по результатам размещения «Синергии» инвесторы будут оценивать все алкогольные компании.
«Синергия», в отличие от многих российских крупных алкогольных компаний, начала свое развитие не с освоения рынка двух столиц, а с регионов, причем с самого далекого из них — Дальнего Востока. Один из совладельцев группы компаний «Синергия» Александр Мечетин еще в 1998 году вместе с партнерами приобрел в Приморском крае завод КВЭН, специализирующийся на производстве полуфабрикатов из мо ре продуктов. Новые владельцы провели реорганизацию и в результате завоевали доминирующую долю на рынке морских полуфабрикатов Дальнего Востока. Через год Мечетин с партнерами зарегистрировал управляющую компанию — ОАО «Синергия-восток», которое через пять лет стало центральной управляющей компанией «Синергия».
Первоначально «Синергия-восток» сосредоточилась на продовольственных активах. При этом менеджерам удалось наладить контакт с серьезным кредитором — Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Совместно с ЕБРР компания вывела из кризиса купленные Находкинский мясокомбинат и Уссурийский молочный завод.
«Синергия-восток», продолжая изучать активы для приобретения, в 2002 году заинтересовалась ликеро-водочным заводом «Уссурийский бальзам». Новый бизнес оказался очень интересным для партнеров, и в дальнейшем каждый год «Синергия» проводила покупки алкогольных предприятий в разных регионах. В 2003 году был куплен контрольный пакет акций пермского винно-водочного завода «Уралалко», в конце 2004 года в состав «Синергии» вошел Архангельский ЛВЗ. В следующем году был куплен контрольный пакет Хабаровского ЛВЗ.
Эксперты алкогольного рынка скептически оценивали действия нового игрока: «В условиях стагнации рынка рассчитывать на резкое увеличение объема продаж и выход на федеральный уровень опрометчиво».
Но, несмотря на скепсис, компания продолжала агрессивное освоение рынка. В 2006 году группа приобрела ликеро-водочные предприятия в Нижегородской области: РООМ и спиртзавод «Чугуновский», а также Мариинский ликероводочный завод в Кемеровской области. А уже в мае этого года стала владельцем 100% акций подмосковного завода «Традиции качества», выпускающего популярный федеральный водочный брэнд — «Беленькую», а также водку «Аз».
«На отечественном алкогольном рынке отсутствует единое экономическое пространство, и компаниям непросто продавать свою водку в других регионах помимо тех, в которых они сейчас хорошо представлены, и „Синергия” имеет определенное преимущество в этой ситуации»,— объясняет региональное развитие «Синергии» руководитель департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
Результатом экспансии стал выход «Синергии» в тройку лидеров отрасли по объему производства. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в январе—мае 2007 года доля «Синергии» среди российских производителей ликеро-водочных изделий составляла 5,6% (на втором месте московский завод «Кристалл» — 7,3%, лидер рынка — завод «Топаз», входящий в группу «Русский алкоголь»,— 7,8%).
По словам председателя правления «Синергии» Александра Мечетина, в 2007 году объем производства компании должен составить около 9 млн декалитров (дал).
Но, как отмечают участники рынка, обзавестись производственными площадками и изготовить водку еще не проблема, гораздо больше усилий требует продажа алкоголя. «У компании отсутствует сильная федеральная марка, несмотря на то что в этом году она купила премиальные водочные брэнды Beluga Golden Line и Beluga Classic»,— заметил в разговоре с корреспондентом B&FM топ-менеджер одной из крупных алкогольных1 компаний. В самой «Синергии» делают упор на «Беленькую». «Эта марка стабильна и очень перспективна,— говорил в интервью B&FM Александр Мечетин.— Даже без значительных рекламных вложений продажи марки в год составляют около 2 млн дал. Причем очень большой объем продаж приходится на регионы. Я думаю, что после рекламных вложений этот брэнд способен показать существенный рост».
Если первые покупки «Синергия» финансировала за счет собственных средств, то активная охота за алкогольными активами потребовала сторонних инвестиций. В 2005 году компания начала готовиться к первичному размещению акций. Тогда «Синергия» пригласила консультантов Deloitte & Touche для построения новой корпоративной структуры. Весной 2006 года были приглашены консультанты, которые начали готовить холдинг к IPO. Первоначально размещение предполагалось провести на Лондонской фондовой бирже, но затем она была заменена на российские площадки РТС и ММВБ.
В процессе фондовой подготовки компания проверила спрос на свои бумаги на долговом рынке, а заодно и получила деньги для отраслевой экспансии. Первый облигационный заем на 1 млрд руб. компания разместила в апреле 2006 года.
В июле этого года последовал второй выпуск облигаций на 2 млрд руб. А еще через три месяца «Синергия» начала премаркетинг в рамках IPO. Ожидается, что размещение акций «Синергии» пройдет по $61– за бумагу. В рамках этого ценового коридора группа привлечет от $166 млн до $196 млн, а ее капитализация составит $874– млн.
Аналитики инвестбанков дают более пессимистичные прогнозы, оценивая группу в $800– млн. Несмотря на то что IPO «Синергии» — первое в алкогольной отрасли, вряд ли стоит ожидать большого интереса, говорят эксперты.
«Поскольку мы не видим существенного потенциала роста котировок акций компании в среднесрочной перспективе, а также учитывая риски возможного усиления государственного регулирования алкогольной отрасли в России, мы не рекомендуем участвовать в публичном размещении акций „Синергии”»,— категоричны аналитики ИК «Финам». По мнению аналитика банка «Зенит» Марии Сулимы, дальнейшее развитие компании и ее положение на фондовом рынке будут зависеть от того, насколько своевременно и оперативно компания сможет реагировать на различные законодательные инициативы государства.
Между тем участники алкогольной отрасли считают, что на «Синергии» лежит большая ответственность. «Это первая водочная компания, которая выходит на IPO. По итогам ее размещения будут оценивать и остальные российские алкогольные компании»,— говорит председатель совета директоров группы ОСТ Александр Лазуто.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?