Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Властям РФ недостаточно инструментов для удержания продуктовых цен - эксперт
Российское правительство имеет недостаточно инструментов для замораживания цен на продукты питания, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
"Сложно стабилизировать цены на конечную продукцию. Инструментария в руках у правительства очень мало для влияния на конечные цены. По некоторым товарным позициям он просто отсутствует", - сказал Злочевский, комментируя ситуацию с ростом цен на молоко, растительное масло и хлеб.
В понедельник правительство России договорилось с ассоциациями производителей продуктов питания о стабилизации цен. По словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, ассоциации, объединяющие крупные сетевые компании и производителей продуктов питания, готовы взять на себя обязательства по замораживанию цен на социально значимые продукты.
Злочевский считает, что такая договоренность, в случае ее реализации, даст лишь краткосрочный эффект.
"В течение какого-то времени наверно можно удержать цены с помощью таких договоренностей, если сетевые компании пойдут на это", - сказал он.
По мнению Злочевского, единственный инструмент российского правительства сегодня - это административный ресурс.
Он отметил, что на рынке сырого молока сегодня сложился объективный дефицит. Если раньше производители закупали сухое молоко и делали на его основе достаточно дешевый продукт, заполняя потребность рынка на 25-20%, то теперь сухое молоко подорожало на мировом рынке в 3,5-4 раза, и его использование экономически невыгодно.
"Заводы бьются друг с другом, чтобы закупить сырое молоко. Нарастить же его производство за кроткие сроки для удовлетворения рынка невозможно", - отметил Злочевский.
"В течение этого времени, никакого другого ресурса у государства просто нет. Придется молочные цены регулировать административными ресурсами. Этот вопрос в руках региональных лидеров, губернаторов", - добавил он.
По мнению Злочевского, ситуацию могли бы разрешить законодательные меры по соблюдению конкуренции, которых в РФ нет.
"Плохо, что не создано до сих пор механизмов регулирования конкурентной среды на отдельно взятом прилавке. До сих пор этого нет в законодательстве РФ. Сегодня практика торговых наценок, ограничений идет через административные ресурсы", - сказал эксперт.
По его словам, должна быть ситуация, когда либо торговец организует на прилавке конкурентную среду среди производителей "своими руками", то есть, как минимум три производителя получат доступ на прилавок, либо он подпадает под антимонопольное законодательство, как занимающий доминирующее положение.
"Я думаю, что в этом случае все торговые сети будут заинтересованы в создании конкурентной среды, а конкуренция же объективно понижает цены, не дает отыгрываться на кармане потребителей", - сказал Злочевский.
Он отметил, что меры по регулированию цен на сырье, к которым прибегло государство, не дают однозначного положительного эффекта.
"Государство пользуется текущими возможностями, самое простое - влиять на сырьевые рынки. А ценами надо заниматься персонифицировано, конкретно на прилавке", - сказал Злочевский.
В качестве примера он привел ситуацию на зерновом рынке страны в 2004 году, когда тонна сырья стоила 6,5 тысяч рублей за тонну.
"За два последующих года цена скатилась до 3-3,5 тысяч рублей. А это никак не повлияло на конечные цены, цены на хлеб не падали и на молоко не падали", - сказал Злочевский.
В среду в рамках стабилизации цен на продовольствие правительство РФ приняло постановление о снижении ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию с 15% до 5% сроком на полгода. В отношении тех сыров, на которые действовали дифференцированные пошлины, введена единая ставка - 0,3 евро за один килограмм, а на молодые сыры, тертые сыры, сыры в порошке, плавленые сыры, голубые и прочие сыры введена таможенная пошлина в размере 5%.
По данным Росстата, в сентябре в России наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло (на 13,5%), пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог различной жирности (на 7,4-7,5%).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?