Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Власти РФ создали антиинфляционную группу, но бороться с инфляцеий легче не стало
На прошлой неделе в России было создано своеобразное антиинфляцинное правительство. Однако как снизить инфляцию, которая упорно не хочет снижаться, традиционно не знают ни в России, ни в других странах.
У нас в конце 2000-х
То, что правительство сделает лозунгом своей деятельности борьбу с инфляцией, было очевидно. В конце концов, власти постоянно подчеркивают свои успехи абсолютно во всех экономических сферах: и в удвоении ВВП, и в неуклонном повышении доходов граждан, и в привлечении иностранного капитала. И признают неудачу в сдерживании инфляции, которая в 2007 году не только не замедлилась до плановых 8%, но ускорилась с 9% до 11,9%. Перед президентскими выборами необходимо было показать, что правительство ставит перед собой масштабную задачу и на решении этой задачи сосредоточится при новом президенте.
И вот неделю назад было официально объявлено, что премьер Виктор Зубков своим распоряжением создал в составе правительства группу по борьбе с инфляцией. Эта группа должна разработать некие специальные меры, способные заставить цены расти помедленнее — и впервые с 2003 года все-таки выполнить годовой антиинфляционный план, который в 2008 году состоит в том, чтобы цены выросли не более чем на 8-8,5%. Предполагается также, что эти меры помогут выполнить планы и на последующие годы, власти прогнозируют, что рост потребительских цен в 2009 году составит 5,8-7%, а в 2010 г — 5-6%.
Состав спецгруппы чрезвычайно широк (см. справку). По количеству министров и руководителей федеральных служб ее вполне можно было бы назвать своеобразным антиинфляционным правительством. Однако формально правительством она не является, поэтому у премьера, кто бы им ни был, имеется возможность для маневра. Если команда обеспечит снижение инфляции, можно сказать, что это является заслугой федерального правительства, эту команду сформировавшего. Если же спецмеры, разработанные командой, ни к чему не приведут — инфляция не снизится или даже еще ускорится,— можно подчеркнуть, что члены команды просто не оправдали доверия лично премьера и правительства в целом.
Проблема, однако, в том, что единой концепции борьбы с инфляцией пока нет. На заседании правительства 31 января премьер Виктор Зубков прямо сказал, что Минфин, Центробанк и Минэкономразвития имеют разные подходы к оценке влияния различных факторов на рост цен, и подчеркнул, что "пока ни одно из этих ведомств не представило достаточно конкретных, внятных предложений о мерах, способных сохранить инфляцию в заданных параметрах в условиях запланированного роста тарифов на услуги естественных монополий, на газ, электроэнергию, тарифов на железнодорожные перевозки и в сфере ЖКХ". Со своей стороны премьер указал на важность политики импортозамещения: коль скоро повышение цен на продовольствие в России совпало с повышением цен на мировом рынке, необходимо сделать так, чтобы впредь Россия не импортировала инфляцию из-за рубежа.
Можно заметить, что правительство и Центробанк в России традиционно возлагают вину за инфляцию друг на друга (в случае некоторого замедления роста цен особых противоречий не наблюдается и стороны отмечают, что успеха добились в результате совместных усилий). Например, в начале февраля Алексей Кудрин отметил: "У нас прирост капитала возрос до $80 млрд за один год. Доллары в России не обращаются. Это означает: Центробанк выкупил эти доллары и напечатал деньги. Незапланированных денег в экономике было напечатано на 1,7 трлн рублей, под которые не было реальных товаров на рынке. Но тем не менее эти деньги остались у населения". Напротив, представители ЦБ в последнее время говорят, что доллары банк, конечно, покупает, однако в целом денежная политика банка вполне разумна и в ускорении инфляции только ее винить никак нельзя, а вот Минфину следует задуматься о том, не является ли причиной роста цен неуклонный рост бюджетных расходов.
Не все ясно и с импортозамещением. Представители правительства в неофициальных беседах часто отмечают, что Центробанк мог бы внести решающий вклад в борьбу с инфляцией — повысь он решительно курс рубля, в страну хлынул бы поток импортных товаров, конкуренция на рынках резко бы обострилась, и стало бы не до повышения цен. Таким образом, предстоит решить, что же все-таки полезнее для борьбы с инфляцией — рост импорта или, напротив, замена его производством собственных товаров.
Впрочем, участники антиинфляционной спецкоманды уже выступили с заявлениями, согласно которым так или иначе инфляцию в этом году удастся сдержать. В частности, на прошлой неделе Алексей Кудрин в Совете федерации сказал: "В 2008 году мы ожидаем добиться снижения инфляции до 8,5%, потому что не будет такого прироста цен на продовольствие на мировых рынках, не будет такого рекордного притока капитала".
Имеются и примеры новых подходов: граждане смогут лично поучаствовать по меньшей мере в подсчете инфляции. Росстат на прошлой неделе объявила, что с 1 марта откроет на своем сайте в интернете раздел под названием "калькулятор персональной инфляции", при помощи которого пользователи каким-то образом смогут подсчитать, по выражению службы, "свою личную инфляцию".
У них в середине 1970-х
Надо заметить, что в индустриальных странах в середине 1970-х годов правительства тоже провозглашали борьбу с инфляцией главной своей задачей и тоже не очень знали, что же, собственно делать. В США, например, в 1974 году инфляция составляла около 11% годовых, почти как в России 2007 года. Причем это происходило в условиях спада американской экономики — которого как раз сейчас боятся власти США и других индустриальных и развивающихся стран.
Тогда в США все очень удивлялись, почему инфляция никак не хочет снижаться. В 1975 году было выдвинуто сразу три теории устойчивости инфляции. Согласно первой теории, которой придерживались представители администрации президента Джеральда Форда, рост цен связан с низкой производительностью и высокими издержками. Этот рост не остановится до тех пор, пока спад производства не сменится подъемом — тогда вновь будут полностью загружены производственные мощности, вырастет производительность и снизятся издержки, следовательно, в конкурентной борьбе снизятся и цены. Согласно второй теории, никакой спад и высокая безработица не мешают профсоюзам требовать высокой зарплаты, следовательно, производители вынуждены закладывать издержки на эту зарплату в цены товаров. Более того, в условиях экономических трудностей и снижения производства производители и сами хотели бы получать повышенную прибыль, чтобы компенсировать себе ненормальные условия экономической деятельности. И только покупатели не могут ничего требовать и вынуждены платить за товары столько, сколько за них просят. Согласно третьей теории, с инфляцией ничего поделать и не удастся, потому что она вызвана повышением мирового спроса и мировых цен на продовольствие и нефть — эти факторы лежат вне компетенции американских властей (сейчас ситуация с мировыми ценами на продовольствие и нефть совершенно такая же — поэтому вышеупомянутой теорией неснижаемой инфляции могут воспользоваться власти любой страны).
В Великобритании инфляция в 1974 году составила 20%, а в 1975-м — и вовсе 25%. Спецмеры борьбы с ней были весьма простыми и сводились к жесткому ограничению роста зарплаты: лейбористкое правительство премьера Гарольда Вильсона выступило с инициативой, согласно которой никто не мог увеличивать зарплату своим работникам более чем на 6 фунтов в неделю, то есть приблизительно на $600 в год.
Сейчас в США ситуация тоже похожая, хотя речь идет о несколько меньших инфляционных показателях. На прошлой неделе было объявлено, что в январе потребительские цены выросли на 0,4% (второй месяц подряд инфляция превышает прогнозы) и в итоге за 12 месяцев составила уже 4,3% — по меркам индустриальных стран, где нормой считаются 2% годовых, это невероятно много. При этом эксперты не видят никаких перспектив замедления роста потребительских цен, несмотря на замедление роста экономики — потому что мировые цены на нефть продолжают расти, на прошлой неделе вновь превысив уровень в $100 за баррель. Власти пока не объявляют своей главной задачей борьбу с инфляцией просто потому, что уже объявили такой задачей борьбу с возможным экономическим спадом, а для этого собираются продолжать снижать процентную ставку, что инфляцию способно только ускорить.
Кого призвали в спецназ
Под председательством вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, заместителями которого являются глава МЭРТа Эльвира Набиуллина и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, будут заседать: замдиректора департамента финансовой политики Минфина Оксана Сергиенко, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, замглавы МЭРТа Андрей Белоусов, директор департамента экономики и финансов правительства Антон Дроздов, председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев (по согласованию), глава Минрегиона Дмитрий Козак, помощник председателя правительства РФ Татьяна Кулькина, министр транспорта РФ Игорь Левитин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, руководитель Росстата Владимир Соколин, глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?