Декоративное изображение
4 582

Поделиться

Власти РФ надеются к 2020 году половину лекарств производить самостоятельно

Минпромторг готов внести в правительство "Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года". Среди главных целей, которые ставит себе ведомство,— импортозамещение: к 2020 году доля лекарств отечественного производства на рынке РФ должна достичь 50%. Участники отрасли принятие стратегии приветствуют, но не исключают возможности срыва стратегических планов Минпромторга при реализации документа.

Минпромторг в самое ближайшее время внесет в правительство концепцию "Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года". Последние правки в документ были внесены исходя из скорректированного прогноза Минэкономики, предполагающего существенный рост цен на импортные лекарства из-за девальвации рубля. В проекте стратегии особо отмечено: нынешнее "ослабление рубля создает предпосылки для более ускоренного импортозамещения". На прошлой неделе глава Минпромторга Виктор Христенко заявил, что первоочередные действия, стимулирующие развитие производства лекарств в России, должны быть реализованы уже в 2009 году, "чтобы не упустить те выгоды, которые предоставляет текущая ситуация".

Цель стратегии обозначена как переход на инновационную модель развития фармпромышленности. Документ предполагает, что к 2020 году доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке вырастет с 20% в 2007 году до 50%, количество инновационных препаратов увеличится до 60%, а объем экспорта фармацевтической продукции возрастет в восемь раз. Также, согласно документу, к 2020 году на территории РФ должны производиться фармацевтические субстанции, необходимые для выпуска 50% готовых лекарств. На реализацию этой программы планируется потратить 177,6 млрд руб. (в том числе за счет бизнеса), большую часть из них (106,4 млрд руб.) предполагается направить на разработку лекарств.

Авторы документа предполагают, что российский фармацевтический рынок вырастет в четыре раза — с 360 млрд руб. в 2008 году до 1,5 трлн руб. в 2020-м. Между тем отечественная фарминдустрия, зажатая между западными транснациональными корпорациями и производителями из Индии и Китая, переживает сейчас не лучшие времена. Российские фармкомпании производят только 1,7-1,9 тыс. тонн из общего годового объема потребления отрасли в 8 тыс. тонн. С 1992 по 2007 год объем их производства сократился более чем в шесть раз. Российский экспорт лекарств составляет менее 0,04% общемирового объема продаж. Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты, и компании выделяют на исследования и разработки не более 1-2% от своей выручки, в то время как в США и Западной Европе — 10-15%.

В стратегии три этапа — локализация производства и разработка лекарств, развитие фармотрасли и выход на внешний рынок. При этом инерционный сценарий, который уже в 2011-2012 годах приведет к стагнации российского фармпроизводства и вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, в документе даже не рассматривается. "Оптимальной" стратегией назван "инновационный" сценарий. Согласно ему, в России будет локализовано производство дженериковых и инновационных препаратов и размещено лицензионное производства препаратов, не имеющих дженериковых аналогов и доказавших свою клиническую эффективность.

Повышать конкурентоспособность Минпромторг собирается путем приведения российских стандартов к международным — переход на стандарты GMP должен произойти не позднее 2011 года. Также предлагается стимулировать "разработку и производство инновационных лекарств" и поддерживать экспорт за счет "дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок". В концепции указана необходимость технологического перевооружения фармпредприятий и устранения административных барьеров в области регистрации и контроля качества лекарств, предполагается и совершенствование подготовки специалистов — сегодня лишь 10% работников отрасли имеют необходимую квалификацию.

Российские производители возлагают надежды на "политическую волю" государства, которая, по их мнению, должна выразиться в госзакупках отечественной фармпродукции и защите отрасли от дешевого импорта. Директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев отмечает необходимость принятия документа, но считает, что "главное — это то, как именно будет реализована стратегия". По его словам, доминирование на рынке импортных препаратов преодолеть крайне сложно, пока лекарства, уже произведенные по программе импортозамещения, не закупаются в рамках госпрограмм. "Если мы увидим пробуксовку, как сейчас, например, на этапе закупок, то вероятность исполнения стратегии будет меньше",— отмечает он.

"Дженериковое импортозамещение — это логично. Вопрос цены конечного производства — это вопрос политический. Должна быть политическая воля — государство либо открывает границы, и производства умирают, либо вводит ограничения, например, в виде таможенного регулирования",— отмечает генеральный директор "Технологии лекарства" Дмитрий Шоболов.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами