Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Власти Москвы выделяют 50 млн рублей на проект, который может повлечь удорожание продуктов в магазинах города
В Москве разгорается конфликт между организациями, производящими и поставляющими продукты питания, и столичными чиновниками. Московские власти под предлогом защиты горожан от продуктов, содержащих генетически модифицированные компоненты, ввели дополнительную сертификацию.
По идее чиновников производители будут добровольно сдавать образцы своих товаров в специальные лаборатории и после проверки на отсутствие генно-модифицированных организмов (ГМО) им разрешат на двухлетний срок изображать на упаковке товара знак «Не содержит ГМО!».
Деньги за маркировку
Плата за выдачу разрешений не взимается. Но проходить проверку продукты должны в лабораториях, указанных правительством Москвы.
Согласно федеральному законодательству производитель, который и так уверен в отсутствии трансгенов в своей продукции, не обязан маркировать ее знаком «Не содержит ГМО!». Но для таких «уверенных» есть комплекс мер воздействия. Например, власти города будут настоятельно рекомендовать магазинам торговать только продукцией, имеющей ту самую маркировку. Ряд торговых сетей уже сообщил производителям об отказе продавать их немаркированные товары с 1 июля. Таким образом, эта система добровольной сертификации превращается в обязательную.
Инициатива вызвала болезненную реакцию у производителей продовольствия, и они от имени десяти профессиональных объединений обратились к мэру Лужкову с коллективным письмом. Среди тех, кто подписал письмо, в частности, представители Российского союза производителей соков, Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, Российской ассоциации производителей чая и кофе. В письме отмечается, что новая система маркировки была подготовлена без консультаций с экспертами и бизнесом. Как одно из следствий, постановление охватывает все продукты питания, включая те, в которых ГМО не бывает вообще (например, рыба, минеральная вода, кофе.). Производителей беспокоит, что их, по сути, принуждают проходить дополнительную сертификацию товаров в сложном и дорогостоящем режиме. Они просят мэра Лужкова отложить реализацию документа и оптимизировать его с участием бизнес-сообщества.
Что характерно, предприниматели испугались не контроля как такового. Многие усмотрели в документе такой смысл: неважно, будут ли в Москве продаваться безопасные продукты, – важно, чтобы предприниматели платили деньги за маркировку. В неформальном общении идея защиты сравнивается с банальной схемой чиновничьего вымогательства, зато коррупционная перспектива в данном документе просматривается довольно четко. Важно, чтобы предприниматели платили деньги не за маркировку, а за исследования в конкретные лаборатории.
Стол без ГМО
Заботу чиновников об интересах потребителей прокомментировал для газеты ВЗГЛЯД Дмитрий Янин, руководитель Конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
Прежде всего эксперт подчеркивает, что заявленный столичным правительством механизм неработоспособен. Затрудняет жизнь производителя, но не защищает потребителя. «Это еще один способ давления на производителей, – говорит Янин. – Способ, который будет выжимать деньги, но не даст положительного результата для потребителей. Недобросовестный производитель может предоставлять на проверку образцы одних продуктов – не содержащих ГМО. Потом, получив соответствующую бумагу от чиновников, он под знаком «Не содержит ГМО!» сможет продавать совсем другие – содержащие и ГМО, и что угодно. Ничего общего с интересами покупателей».
Второй момент – отсутствие эффективного контроля. По-настоящему эффективен контроль коммерческий. Когда продукцию проверяют независимые эксперты, самостоятельно делающие контрольные закупки и исследующие ее на предмет отсутствия ГМО. Производитель осмысленно тратит на такой контроль деньги, это вопрос его репутации, но – исключительно добровольно. «Если хотят ввести коммерческий контроль – пожалуйста, кто хочет, тот пусть маркируется добровольно, вообще без участия властей, – говорит Янин. – Официальные структуры не должны помогать в этом, их помощь всегда оборачивается помехой».
Янин также отмечает, что принятый московскими властями документ охватывает все продукты подряд, что абсурдно. «Ну не бывает хлеба с ГМО! Не бывает, например, апельсинового сока с ГМО! Если говорить о защите людей от продуктов, содержащих ГМО, нужно определить их список. Какой смысл заставлять производителя минеральной воды проверяться на предмет ГМО? – недоумевает Янин. – Так можно прийти к полному абсурду. Давайте будем проверять что-то еще, кроме продуктов. Стол без ГМО. Стул без ГМО. Посуда без ГМО…»
Госконтроль над ГМО: сомнительное будущее
Ирония господина Янина понятна. По данным экспертов, лишь около 10% продуктов на российском рынке содержат ГМО. В основном это колбасы, пельмени, паштеты, кондитерские изделия, где содержится ГМ-соя. Творог, например, просто не может содержать ГМО. Кроме того, Роспотребнадзор официально допустил до торговых прилавков продукты, содержащие компоненты 16 ГМ-линий, в том числе генетически модифицированные кукурузу, картофель, свеклу, сою, рис.
Проверять другие продукты на наличие ГМО бессмысленно, так как остальные линии ГМ-продовольствия де-факто запрещены федеральным законодательством и производители их не используют. Но чиновники, похоже, создают себе дополнительные рычаги контроля над всем продовольственным рынком в Москве. Свита, как известно, играет короля, и подобные действия столичных «контролеров» ударяют по имиджу самого мэра Лужкова.
Один из опрошенных газетой ВЗГЛЯД столичных чиновников на условиях анонимности предложил прогноз развития скандала вокруг инициативы Департамента потребительского рынка правительства Москвы. В постановление внесут поправки, элементы наиболее вопиющей бессмыслицы устранят. Например, сигареты, пиво и минералку не нужно будет проверять на ГМО. Но общий смысл документа останется прежним: обеспечить бесперебойный денежный поток в лаборатории, на которые укажут чиновники.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.