Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 742
Поделиться
Власти Башкирии ставят на повышение интереса ритейлеров к региону
Правительство Башкирии предложило участникам рынка новую программу развития торговли в регионе, рассчитанную до 2015 года. Как следует из документа, власти надеются за счет операторов опта и розницы привлечь в сферу торговой недвижимости и инфраструктуры в общей сложности 10 млрд руб. Участники рынка не считают это невозможным.
Как следует из программы, автором которой выступил Госкомитет по торговле и защите прав потребителей республики, отрасль, вторая после промышленности по доходам в бюджет, практически оправилась от последствий кризиса. Объем розничного товарооборота, упавший в регионе в 2009 году на 2%, в 2010 году вырос на 4,6% и составил 512 млрд руб. (55% его обеспечили предприятия малого и среднего бизнеса), а в течение ближайших пяти лет в правительстве рассчитывают, что этот показатель повысится на 56% — до 925 млрд руб. Оборот предприятий общественного питания по планам должен увеличиться на 42% — до 33,8 млрд руб., опт — на 23%, до 550 млрд руб. При этом общая доля торговли в валовом региональном продукте по параметрам программы возрастет незначительно — всего на 1%.
Власти рассчитывают, что девелоперы и ритейлеры почувствуют себя в Башкирии более уверенно и вложат в развитие своего бизнеса на территории республики порядка 10 млрд руб.— в среднем от 1,8 млрд до 2,2 млрд руб. в год. К слову, в 2010 году эти инвестиции составили всего 1,7 млрд руб., ожидания по итогам 2011 года оцениваются в 1,8 млрд руб. Между тем два последних года в определенной степени были переломным для региона: в республику пришли крупные федеральные и международные девелоперы вроде Castorama, Leroy Merlin, «О’Кей», в конце августа готовится открыться уфимская Mega. При этом вложения еще в докризисный период (2007-2008 годы) в строительство и реконструкцию торговой недвижимости составили 16 млрд руб.
Опрошенные вчера „Ъ“ операторы пока не подтвердили планов запуска новых проектов в Уфе. Только руководитель по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «О’Кей» Артем Глущенко заявил, что второй гипермаркет сети откроется в столице в этом году. В «О’Кей» в целом удовлетворены условиями работы в Башкирии. «У нас никаких трудностей с властями не возникало»,— отметил господин Глущенко.
Между тем в документе Госкомторговли основными факторами, препятствующими развитию рынка, называются «административные барьеры», «высокий уровень инфляции на фоне ограниченной покупательской способности» и «недостаточная степень развития инфраструктуры». Как ведомство собирается бороться с этими недостатками, в Госкомитете вчера „Ъ“ рассказать затруднились. Однако из программы следует, что власти намерены продолжить борьбу со стихийной «неорганизованной» торговлей в пользу строительства ТРК, гипермаркетов и «масштабного развития розничных сетей». Сегмент же розничных рынков и ярмарок должен сократиться — сегодня его доля составляет 14,5%, хотя в 2008 году была 20%. Снизится ли эта доля до нуля к 2015 году, авторы программы деликатно умолчали.
Скептично отнеслись участники рынка к развитию сети быстрого питания в республике. По признанию консультанта по развитию бизнеса сети ресторанов быстрого питания Subway Андрея Попова, в республике «тормозится открытие крупных торговых комплексов, а это не дает развиваться системе общественного питания». «У вас вообще как на Марсе»,— охарактеризовал он уровень развития ресторанов быстрого питания в регионе.
Специалисты в области торговой недвижимости называют еще один фактор, тормозящий развитие торговли. По оценкам главы отдела маркетинговых исследований и аналитики компании United Regions Алины Шакуровой, Уфа значительно уступает другим миллионникам по обеспеченности населения торговыми площадями. «Их в четыре раза меньше, чем в Екатеринбурге, хотя вдвое больше, чем в Челябинске,— отмечает она.— Итоги второго квартала этого года показали, что особенно недостает торговых помещений площадью 100–300 кв. метров».
Что касается планов привлечения в башкирскую торговлю инвестиций, то эксперты считают их реальными. «Объем розничного товарооборота республики весьма высок,— говорит аналитик УК „Финам менеджмент“ Максим Клягин.— Это крупнейший локальный рынок Приволжского федерального округа. 10 млрд рублей инвестиций в торговлю это условно 10-20 больших торговых центров, около 200-250 тыс. кв. метров торговой недвижимости. Это сравнительно немного и теоретически вполне реально».
Анна Челак, КоммерсантЪ
|
|
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?