Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Владелец "Рамстора" распродает свой розничный бизнес по всему миру
Пришедший 10 лет назад на практически пустой рынок российской сетевой розницы «Рамстор» так и не сумел как следует воспользоваться уникальными условиями. Последние годы бывший лидер только и делал, что сдавал позиции: цены оставались неприлично высокими, а покупатели уходили в другие сети. И вот история пришла к логическому концу. На прошлой неделе турецкий Кос Holding, владевший российскими «Рамсторами», объявил о продаже своей доли в них. И это только начало: так неудачно выступивший в российском ритейле холдинг собирается уйти из розничной торговли во всех странах своего присутствия, включая саму Турцию. Полный крах? Просто у гиганта с оборотом $34,5 млрд нашлись дела поважнее.
Все ниже и ниже
Koc Holding, основанный в 1920-х гг. прошлого века Вехби Кочем и до сих пор частично принадлежащий его потомкам, начался с небольшого магазинчика и всю свою 80-летнюю историю занимался ритейлом. Сейчас его розничное подразделение Migros с капитализацией более $2,7 млрд — крупнейший ритейлер Турции. Migros объединяет несколько местных сетей и владеет 50-100-процентными пакетами в компаниях, образованных за пределами Турции. Помимо России сеть работает в Казахстане (оборот — $142 млн), Азербайджане ($14 млн), Болгарии ($24 млн), Македонии и Киргизии.
Далеко ходить в поисках покупателя Migros не пришлось: ее долю в компании «Рамэнка», которой принадлежат российские «Рамсторы», выкупил партнер, с которым Migros создавала сеть на паритетных началах и который имел приоритетное право покупки, — турецкая же девелоперская компания Enka. Партнеры оценили совместный бизнес в $1,365 млрд, но за свои 50% Migros получила существенно меньше половины этой суммы — $542,5 млн. «Был учтен консолидированный долг компании в $280 млн», — дипломатично объясняет несостыковку сайт Кос Holding.
На первый взгляд все было не так уж плохо. Компания первой из иностранных ритейлеров вошла на российский рынок и создала здесь сильный и успешный бизнес: продажи в первом полугодии 2007 г. составили $344,6 млн, а число покупателей достигло 24,6 млн человек, гордится исполнительный директор Koc Holding Бюлент Булгурлу. Все познается в сравнении. С ростом конкуренции «Рамстор» сдавал позиции, все ниже опускаясь в рейтинге российских ритейлеров. «Турки держались в средней и высокой ценовых нишах, но со временем другие западные сети, те же Metro Group и Auchan, начали отбирать у них клиентов», — объясняет партнер Deloitte & Touche Егор Метелкин. В 2005 г. сеть выросла всего на 12% — меньше рынка и уж тем более крупнейших российских сетей, увеличивших обороты на 40-50%. В 2006-м турки отстали даже от собственных планов: хотели открыть в России 35 новых «Рамсторов», а получилось всего 13. А главное — по итогам 2006 г. «Рамэнка» показала оборот всего $4392 с 1 м2 в год, хотя у ведущих российских сетей он держится на уровне $7000-8000, а у Auchan и Metro Cash & Carry и вовсе зашкаливает за $10 000 в год. Первопроходец российского сетевого ритейла сейчас не входит даже в десятку лидеров. «Да “Рамэнка” и не ритейлер вовсе, а обычный девелопер, просто ей повезло первой занять хорошие места», — пожимает плечами бывший глава московского дивизиона «Пятерочки», а ныне управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.
В этом году ситуация еще ухудшилась. «Рамстор» сотрясали скандалы с арендодателями в регионах, из-за этого было закрыто пять магазинов. «Рамсторы» в Липецке и Набережных Челнах уступили место гипермаркетам калининградской сети «Вестер». По слухам, суть конфликта турок с арендодателями была в том, что «Рамстор» пользовался льготными ставками как якорный арендатор, но с функцией «якоря» не справлялся, поскольку не обеспечивал торговым центрам достаточной посещаемости. Фирма не захотела приспосабливаться к меняющимся условиям, недостаточно вкладывала в развитие, а в последнее время и вовсе пустила дело на самотек. Когда в прошлогоднем интервью гендиректор Migros Азиз Булгу уверял, что российский рынок интересен турецкой компании и никакой продажи не планируется, он вряд ли лукавил. Головная компания настолько не интересовалась российскими делами, что даже не потрудилась поставить местных сотрудников в известность о готовящейся продаже: о сделке они узнали из прессы.
Подальше от корней
Странная для матерого ритейлера российская неудача объясняется ситуацией в Турции. У российского и турецкого розничных рынков на самом деле много общего. Значительная доля рынка в обеих странах принадлежит так называемой нецивилизованной торговле. По оценкам IGD Research, в России на нее приходится 30-60% в зависимости от региона. В Турции, по оценкам самого Koc, — около 40%. И там и там нецивилизованная доля сокращается. Наш рынок прибавляет 15-17% в год, турецкий — 6%, что тоже неплохо: выше среднемирового роста, который IGD оценивает в 4,8%. Недаром мировые продуктовые сети активно осваивают обе страны. Французская Carrefour пришла в Турцию в 1993 г., а к концу прошлого года имела там 13 гипермаркетов, 91 супермаркет и 435 дискаунтеров. У британского гиганта Tesco в Турции тоже все прекрасно: сеть выросла за прошлый год с 6 до 15 гипермаркетов. Кроме того, работает 15 точек форматом поменьше под брендом Express, и еще 24 новых объекта британцы запланировали запустить в этом году. Metro Group, долгое время испытывавшая в Турции проблемы с подбором земельных участков, с 1998 г. один за другим открывает гипермаркеты Real: сейчас их у компании уже девять. В августе этого года в Стамбуле был открыт «торговый центр будущего» Meydan, где якорным арендатором стал все тот же Real площадью 14 500 м2. Этой осенью будет запущен первый турецкий MediaMarkt.
И вот с такого-то рынка Koc решил уйти. Что же произошло?
«В Турции Migros в свое время добилась успехов главным образом благодаря привлечению административного ресурса, — полагает Потапенко. — Но ритейл — это скучно. Чтобы был результат, поляну нужно культивировать 300 лет, как английский газон. Есть области куда более привлекательные для инвестирования и быстрой отдачи — энергетика, сырье». В последнее время историческое направление Koc и правда теряло в прибыльности на родине холдинга: как и в России, давили конкуренты. В прошлом году ритейл занял в обороте Koc почти 11%, а доля его в операционной прибыли составила лишь 8,2%. В то время как, например, финансовый сектор при 9,9-процентной доле в обороте обеспечил Koc 22,7% прибыли. С продажей розничного бизнеса холдинг сосредоточится на четырех ключевых направлениях — автомобилестроении, финансах, энергетике и производстве бытовой техники и электроники, обещает Бюлент Булгурлу. Сосредоточение уже началось с хорошо знакомой каждому россиянину сферы: в 2005 г. концерн в партнерстве с Shell выкупил у государства за $4,14 млрд 51% нефтеперерабатывающего концерна Tupras (интересно, что годом раньше госпакет приобрел было консорциум «Татнефть»-Zorlu, но турецкий суд вскоре признал сделку недействительной). Выгодное приобретение? Безусловно. Доля энергетики в операционной прибыли компании выросла с 10 до 35%, в недавнем обзоре финансовой ситуации холдинга исследовательская фирма HSBC Global Research отметила, что в таком преображенном виде он стал для инвесторов привлекательнее, а отказ от ритейла, любимого детища основателя фирмы, пойдет ему на пользу.
Что же теперь будет с Migros и ее региональными подразделениями? Скорее всего, как и в России, приоритетное право выкупа получат местные партнеры. Вот только сделка с ними может оказаться не последней. Российские игроки считают, что управлять розничной сетью самостоятельно Enka не захочет: не та специализация. Площади «Рамсторов» достанутся другому продавцу. По слухам, список претендентов сузился до «Альфа-групп». Но российскими сетями дело может не ограничиться. «Покупатель всей турецкой Migros может стать со временем владельцем и российских площадок», — пророчит Егор Метелкин из Deloitte & Touche. Но, с другой стороны, никто не мешает Enka подождать с продажей и нанять управляющую компанию для эксплуатации многострадальных «Рамсторов». Ведь турецкий девелопер занимается отнюдь не только возведением новых объектов. В глобальном масштабе розничная торговля и сдача площадей в аренду приносят Enka даже больше прибыли, чем строительство.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?