Декоративное изображение
4 884

Поделиться

Владелец "Рамстора" распродает свой розничный бизнес по всему миру

Пришедший 10 лет назад на практически пустой рынок российской сетевой розницы «Рамстор» так и не сумел как следует воспользоваться уникальными условиями. Последние годы бывший лидер только и делал, что сдавал позиции: цены оставались неприлично высокими, а покупатели уходили в другие сети. И вот история пришла к логическому концу. На прошлой неделе турецкий Кос Holding, владевший российскими «Рамсторами», объявил о продаже своей доли в них. И это только начало: так неудачно выступивший в российском ритейле холдинг собирается уйти из розничной торговли во всех странах своего присутствия, включая саму Турцию. Полный крах? Просто у гиганта с оборотом $34,5 млрд нашлись дела поважнее.

Все ниже и ниже

Koc Holding, основанный в 1920-х гг. прошлого века Вехби Кочем и до сих пор частично принадлежащий его потомкам, начался с небольшого магазинчика и всю свою 80-летнюю историю занимался ритейлом. Сейчас его розничное подразделение Migros с капитализацией более $2,7 млрд — крупнейший ритейлер Турции. Migros объединяет несколько местных сетей и владеет 50-100-процентными пакетами в компаниях, образованных за пределами Турции. Помимо России сеть работает в Казахстане (оборот — $142 млн), Азербайджане ($14 млн), Болгарии ($24 млн), Македонии и Киргизии.

Далеко ходить в поисках покупателя Migros не пришлось: ее долю в компании «Рамэнка», которой принадлежат российские «Рамсторы», выкупил партнер, с которым Migros создавала сеть на паритетных началах и который имел приоритетное право покупки, — турецкая же девелоперская компания Enka. Партнеры оценили совместный бизнес в $1,365 млрд, но за свои 50% Migros получила существенно меньше половины этой суммы — $542,5 млн. «Был учтен консолидированный долг компании в $280 млн», — дипломатично объясняет несостыковку сайт Кос Holding.

На первый взгляд все было не так уж плохо. Компания первой из иностранных ритейлеров вошла на российский рынок и создала здесь сильный и успешный бизнес: продажи в первом полугодии 2007 г. составили $344,6 млн, а число покупателей достигло 24,6 млн человек, гордится исполнительный директор Koc Holding Бюлент Булгурлу. Все познается в сравнении. С ростом конкуренции «Рамстор» сдавал позиции, все ниже опускаясь в рейтинге российских ритейлеров. «Турки держались в средней и высокой ценовых нишах, но со временем другие западные сети, те же Metro Group и Auchan, начали отбирать у них клиентов», — объясняет партнер Deloitte & Touche Егор Метелкин. В 2005 г. сеть выросла всего на 12% — меньше рынка и уж тем более крупнейших российских сетей, увеличивших обороты на 40-50%. В 2006-м турки отстали даже от собственных планов: хотели открыть в России 35 новых «Рамсторов», а получилось всего 13. А главное — по итогам 2006 г. «Рамэнка» показала оборот всего $4392 с 1 м2 в год, хотя у ведущих российских сетей он держится на уровне $7000-8000, а у Auchan и Metro Cash & Carry и вовсе зашкаливает за $10 000 в год. Первопроходец российского сетевого ритейла сейчас не входит даже в десятку лидеров. «Да “Рамэнка” и не ритейлер вовсе, а обычный девелопер, просто ей повезло первой занять хорошие места», — пожимает плечами бывший глава московского дивизиона «Пятерочки», а ныне управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.

В этом году ситуация еще ухудшилась. «Рамстор» сотрясали скандалы с арендодателями в регионах, из-за этого было закрыто пять магазинов. «Рамсторы» в Липецке и Набережных Челнах уступили место гипермаркетам калининградской сети «Вестер». По слухам, суть конфликта турок с арендодателями была в том, что «Рамстор» пользовался льготными ставками как якорный арендатор, но с функцией «якоря» не справлялся, поскольку не обеспечивал торговым центрам достаточной посещаемости. Фирма не захотела приспосабливаться к меняющимся условиям, недостаточно вкладывала в развитие, а в последнее время и вовсе пустила дело на самотек. Когда в прошлогоднем интервью  гендиректор Migros Азиз Булгу уверял, что российский рынок интересен турецкой компании и никакой продажи не планируется, он вряд ли лукавил. Головная компания настолько не интересовалась российскими делами, что даже не потрудилась поставить местных сотрудников в известность о готовящейся продаже: о сделке они узнали из прессы.

Подальше от корней

Странная для матерого ритейлера российская неудача объясняется ситуацией в Турции. У российского и турецкого розничных рынков на самом деле много общего. Значительная доля рынка в обеих странах принадлежит так называемой нецивилизованной торговле. По оценкам IGD Research, в России на нее приходится 30-60% в зависимости от региона. В Турции, по оценкам самого Koc, — около 40%. И там и там нецивилизованная доля сокращается. Наш рынок прибавляет 15-17% в год, турецкий — 6%, что тоже неплохо: выше среднемирового роста, который IGD оценивает в 4,8%. Недаром мировые продуктовые сети активно осваивают обе страны. Французская Carrefour пришла в Турцию в 1993 г., а к концу прошлого года имела там 13 гипермаркетов, 91 супермаркет и 435 дискаунтеров. У британского гиганта Tesco в Турции тоже все прекрасно: сеть выросла за прошлый год с 6 до 15 гипермаркетов. Кроме того, работает 15 точек форматом поменьше под брендом Express, и еще 24 новых объекта британцы запланировали запустить в этом году. Metro Group, долгое время испытывавшая в Турции проблемы с подбором земельных участков, с 1998 г. один за другим открывает гипермаркеты Real: сейчас их у компании уже девять. В августе этого года в Стамбуле был открыт «торговый центр будущего» Meydan, где якорным арендатором стал все тот же Real площадью 14 500 м2. Этой осенью будет запущен первый турецкий MediaMarkt.

И вот с такого-то рынка Koc решил уйти. Что же произошло?

«В Турции Migros в свое время добилась успехов главным образом благодаря привлечению административного ресурса, — полагает Потапенко. — Но ритейл — это скучно. Чтобы был результат, поляну нужно культивировать 300 лет, как английский газон. Есть области куда более привлекательные для инвестирования и быстрой отдачи — энергетика, сырье». В последнее время историческое направление Koc и правда теряло в прибыльности на родине холдинга: как и в России, давили конкуренты. В прошлом году ритейл занял в обороте Koc почти 11%, а доля его в операционной прибыли составила лишь 8,2%. В то время как, например, финансовый сектор при 9,9-процентной доле в обороте обеспечил Koc 22,7% прибыли. С продажей розничного бизнеса холдинг сосредоточится на четырех ключевых направлениях — автомобилестроении, финансах, энергетике и производстве бытовой техники и электроники, обещает Бюлент Булгурлу. Сосредоточение уже началось с хорошо знакомой каждому россиянину сферы: в 2005 г. концерн в партнерстве с Shell выкупил у государства за $4,14 млрд 51% нефтеперерабатывающего концерна Tupras (интересно, что годом раньше госпакет приобрел было консорциум «Татнефть»-Zorlu, но турецкий суд вскоре признал сделку недействительной). Выгодное приобретение? Безусловно. Доля энергетики в операционной прибыли компании выросла с 10 до 35%, в недавнем обзоре финансовой ситуации холдинга исследовательская фирма HSBC Global Research отметила, что в таком преображенном виде он стал для инвесторов привлекательнее, а отказ от ритейла, любимого детища основателя фирмы, пойдет ему на пользу.

Что же теперь будет с Migros и ее региональными подразделениями? Скорее всего, как и в России, приоритетное право выкупа получат местные партнеры. Вот только сделка с ними может оказаться не последней. Российские игроки считают, что управлять розничной сетью самостоятельно Enka не захочет: не та специализация. Площади «Рамсторов» достанутся другому продавцу. По слухам, список претендентов сузился до «Альфа-групп». Но российскими сетями дело может не ограничиться. «Покупатель всей турецкой Migros может стать со временем владельцем и российских площадок», — пророчит Егор Метелкин из Deloitte & Touche. Но, с другой стороны, никто не мешает Enka подождать с продажей и нанять управляющую компанию для эксплуатации многострадальных «Рамсторов». Ведь турецкий девелопер занимается отнюдь не только возведением новых объектов. В глобальном масштабе розничная торговля и сдача площадей в аренду приносят Enka даже больше прибыли, чем строительство.

$m

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами