Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Visa: россияне меньше экономят, надеются удержать доходы и привыкли покупать онлайн
Visa провела исследование о влиянии пандемии COVID-19 на поведение потребителей.
GcesarG / shutterstock
Исследование показало, что россияне хоть и привыкли экономить за время пандемии, но постепенно возвращаются к доковидному образу жизни. Потребители стали больше тратить на шоппинг, досуг и путешествия. За время коронавируса они привыкли к безналичным платежам и не планируют отказываться от онлайн-покупок.
В будущее — со сдержанным оптимизмом
Почти половина россиян (45%) заметили улучшение экономической ситуации в стране, 21% настроены пессимистично, а треть (34%) участников опроса не смогли дать однозначную оценку влиянию пандемии на российскую экономику.
В то же время 46% респондентов рассказали о снижении достатка за время пандемии, а 43% отметили, что их доходы не изменились. Каждый десятый опрошенный (11%) даже заметил небольшое улучшение своего достатка. Текущий уровень доходов надеется сохранить в ближайшие полгода половина опрошенных (53%), около трети (30%) ожидают их дальнейшего снижения, а 17% видят возможность увеличить доходы за этот период.
Около половины (43%) потребителей признались, что их траты выросли с начала пандемии, более трети (36%) отметили, что размер их расходов не изменился, а каждый пятый (21%) рассказал о сокращении трат. При этом 45% участников исследования ожидают, что в предстоящие шесть месяцев их расходы не увеличатся, 40% ожидают их повышения, а 16% продолжат их сокращать.
Меньше экономят
Четверть (24%) респондентов сказали, что не понесли дополнительных расходов в течение последнего года. Год назад лишь 8% респондентов ответили так. С июня прошлого года на треть (29%) увеличилось число тех, кто стал тратить больше на продукты. Примерно такая же динамика по отношению к тратам на автозаправках (18%) и в аптеках (31%). Уменьшилось число тех, кто экономит в кафе и ресторанах: в июне 2020 года так делали 80% опрошенных, сейчас — 51%. С прошлого года уменьшилось и число россиян, которые экономят на шоппинге (50%) и развлечениях (57%). В июне 2020 года об этом сказали 68 и 70% соответственно.
Потребители возвращаются в кафе и кинотеатры
Спрос на товары первой необходимости остается стабильно высоким. Постепенно восстанавливаются сферы шоппинга, общепита, развлечений. Если год назад 79% россиян отказались от посещения кафе и ресторанов, то сейчас подавляющее большинство (87%) их посещают, хотя половина (52%) делает это реже, чем до пандемии. В прошлом году из-за коронавирусных ограничений 91% респондентов не посещали кинотеатры. Сейчас сходить в кино готовы 79%. Только 8% участников опроса до сих пор избегают ездить на общественном транспорте по сравнению с 29% в начале пандемии.
Собираются в отпуск
Медленнее оживает индустрия путешествий, особенно международный туризм. С 29% до 17% снизилось число тех, кто отказался от путешествий из-за коронавируса. Все больше россиян собираются отправиться в отпуск — 39% респондентов. Более половины из них (58%) предпочтут поездку по России. Каждый третий (34%) готов отправиться за границу. При этом 13% планируют посетить страну, где отменен карантин и смягчены ковидные ограничения.
Привыкли покупать онлайн
Россияне планируют совершать покупки онлайн и после окончания коронакризиса. Особенно это касается таких категорий как продовольствие, общепит и шоппинг. Только 18% планируют полностью вернуться к покупке продовольственных товаров офлайн. Более половины продолжат делать онлайн-заказы в кафе и ресторанах (59%) и покупать одежду в интернет-магазинах (57%), еще 28% отметили, что будут это делать, но реже, чем сейчас. Покупать лекарства в Интернете и дальше планируют 59% участников опроса.
Не хотят брать взаймы, но готовы покупать в рассрочку
За последний год россияне стали менее тщательно относиться к учету своих расходов: если в июне 2020 года 63% респондентов ответили, что внимательно контролируют бюджет и расходы, то к августу этого года их число снизилось до 44%. За последний год с 14% до 12% сократилось число россиян, готовых занимать деньги у родственников и друзей или брать кредиты в банках. Треть (30%) стали больше использовать для оплаты покупок кредитные карты, а почти каждый десятый россиянин (8%) чаще покупает товары в рассрочку.
Предпочитают цифровые платежи
COVID-19 повлиял на платежные предпочтения россиян. С начала пандемии стабильно велико число тех, кто предпочитает безналичные способы оплаты наличным платежам для покупок во всех сферах торговли и услуг. 57% респондентов в августе этого года отметили, что реже используют наличные. Половина (50%) участников опроса сказали, что за последний год стали чаще использовать бесконтактные карты, 42% — мобильные платежи. Также за год на 20% увеличилось число тех, кто переводит деньги с карты на карту.
«Проведенное Visa исследование показало, что за время пандемии россияне оценили цифровые платежи и покупки онлайн не только за их безопасность, но и за удобство, которое вошло постепенно в привычку. Более половины опрошенных нами не планируют отказываться от онлайн-покупок даже после окончания коронокризиса. Люди стали также внимательнее относится к своим тратам. Мы внимательно относимся к новым потребительским привычкам и интересам, совместно с партнерами совершенствуем существующие и запускаем новые удобные решения в сфере бесконтактных платежей и моментальной рассрочки, помогая россиянам быстро и удобно делать покупки и не обременять себя дополнительными расходами», — прокомментировал Михаил Бернер, генеральный директор Visa в России.
Meтодология исследования
Исследование проводилось методом онлайн-опроса в четыре этапа. Время проведения: 17–22 мая 2020 г. 3—9 июня 2020 г. 23—29 июня 2020 г. 8—25 августа 2021 г. Опрос проводился среди жителей России, ОАЭ, Саудовской Аравии и ЮАР. В России опрошено 323 человека в первый этап, 329 — во второй этап, 313 в третий этап, 302 в четвертый этап. Опрос проводился среди жителей старше 18 лет Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани и других регионов/городов страны.
Ранее сообщалось о том, что Visa снизит комиссии для российских маркетплейсов.
Кроме того, Visa сняла претензии к Wildberries.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?