Декоративное изображение
3 172

Поделиться

Visa и MasterCard разгоняют цены

Международные платежные системы Visa и MasterCard в прошлом году повысили комиссии при обслуживании пластиковых карт, чем оказались очень недовольны российские банки. Кредитные организации перекладывают свои расходы на торговые точки, а те, в свою очередь, — на потребителей, устанавливая более высокие цены на товары. РБК daily стали известны размеры комиссий Visa и MasterCard, которые они официально не раскрывают. Все это происходит на фоне дискуссии о том, чтобы информация о транзакциях по картам международных платежных систем не покидала пределы России.

РБК daily стали известны размеры секретных комиссий, которые международные платежные системы устанавливают для банков-эквайеров, то есть для кредитных организаций, обслуживающих карты в торговых точках. У обеих платежных систем комиссии за обслуживание карт премиум-сегмента существенно выше, чем комиссии для обычных карт. Так, если расплачиваться в магазине картой Visa Infinite, то банк-эквайер перечисляет платежной системе 2,1% от суммы платежа, по картам Visa Platinum и Visa Business — 1,98 и 1,85% соответственно. Эти комиссии взимаются независимо от того, в какой конкретно точке расплачиваться. По Visa Classic и Electron комиссии различаются в зависимости от того, в какой торговой точке происходит оплата: за коммунальные платежи комиссия составляет 0,5%, в системе питания фастфуд — 0,5—0,8%, в мобильной коммерции и при оплате авиабилетов — 1%, в остальных торговых точках — 1,3%.

У MasterCard для банков-эквайеров сейчас действуют следующие комиссии: при оплате коммунальных услуг — 0,5% от суммы платежа, при оплате авиабилетов — 1—1,6%, при оплате в системе питания фастфуд и во всех остальных точках — от 1,4 до 2,3%. Минимальные комиссии уплачиваются при оплате простыми картами, такими как MasterCard Standard, максимальные взимаются с карт категории премиум, например, MasterCard World и World Signia.

Платежные системы рассчитывают и устанавливают эти комиссии для банков-эквайеров, которые потом перечисляют их с оборотов в торговых точках в платежную систему. Часть из этих комиссий достается банку — эмитенту карточки, которую обслужил банк-эквайер.

Как рассказали РБК daily несколько участников рынка, за последний год международные платежные системы значительно повысили комиссии для банков-эквайеров по премиальным картам — примерно на 0,25—0,3%. По словам члена правления банка ВТБ24 Георгия Горшкова, как правило, пластиковыми картами в магазинах, ресторанах и особенно во время путешествий расплачиваются состоятельные граждане. «Именно поэтому объем операций по картам при оплате товаров и услуг практически не меняется», — отметил он.

Финансовый кризис в общем-то несильно сказался на объемах операций по пластиковым картам. По данным ЦБ, в 2008 году объем операций по оплате товаров и услуг гражданами составил 649,4 млрд руб., в 2009 году — 751 млрд, за три квартала 2010 года — 771,5 млрд. Если предположить, что средний размер комиссии при оплате картой составляет 1,5%, то в 2008 году банки-эквайеры перечислили платежным системам и банкам-эмитентам около 9,7 млрд руб., в 2009 году — 11,3 млрд, за три квартала 2010 года — 11,6 млрд.

Участники пластикового рынка обеспокоены дей­ствиями международных платежных систем, меняющих комиссии. «Поскольку торговую уступку банку-эквайеру платит торговая точка, банк при повышении комиссии должен просить большую уступку с торговой точки, — поясняет вице-президент Московского банка реконструкции и развития Игорь Федотов. — Если будет продолжаться дальнейшее увеличение комиссии, та торговая уступка, которую будет просить банк-эквайер с магазинов, может уже их не устроить, что, в свою очередь, может привести к сворачиванию эквайрингового бизнеса».

Магазины же свои расходы перекладывают на плечи потребителей, и не только на тех, кто пользуется «пластиком». «Чисто теоретически мы этот процент закладываем в себестоимость продукта. У нас нет выбора», — говорит директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов. По его словам, покупатели хотят расплачиваться в магазинах банковскими карточками. «По данным банков, клиенты даже больше покупают, расплачиваясь безналичными средствами, таким образом, мы получаем больший товарооборот и нивелируем свои потери», — отмечает он. «Взимаемый платежными системами процент обратно пропорционален объемам транзакций. У нас они большие, следовательно, и условия наиболее комфортные. Эта переменная закладывается в статью расходов», — сообщила РБК daily пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова.

В международных платежных системах не подтвердили и не опровергли данные о комиссиях. В Visa РБК daily сообщили, что эта информация является конфиденциальной. В MasterCard РБК daily отметили, что определение размера комиссии требует детального знания потребностей держателей карт и торговых организаций, экономики платежей, конкурентной среды, а также учета технологических факторов, например, особенностей внедрения новых технологий осуществления платежей.

«MasterCard устанавливает размер комиссии взаимообмена (interchange fee) таким образом, чтобы платежная система была максимально привлекательной как для держателей карт, так и для торговых предприятий. Это межбанковская комиссия, и MasterCard не является ни ее получателем, ни плательщиком, — пояснил Илья Рябый, глава MasterCard в России. — Выплачивают и получают эту комиссию непосредственно банки — участники платежной системы». www.rbcdaily.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами