Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Visa и MasterCard продолжают борьбу с наличными
Платежные системы Visa и MasterCard начали новую маркетинговую кампанию, чтобы приучить россиян расплачиваться “пластиком” в магазинах. Компании пытаются победить своего главного конкурента — бумажные деньги — с помощью детских игрушек и реалити-шоу.
В конце прошлого года крупнейшие мировые платежные системы задумались о новых методах продвижения своих пластиковых карт в России. Им уже недостаточно традиционных рекламных роликов и промоакций с призами для клиентов.
MasterCard выбрала реалити-шоу: нанятый компанией ведущий радиостанции “Европа+” Константин Михайлов должен был прожить две недели без наличных, рассказывая каждое утро в эфире и специально заведенном блоге, что, где и как ему удалось купить с помощью карточки. Организаторы положили ему на “пластик” $3000 — эта сумма являлась и гонораром за участие в шоу.
Связаться с Михайловым “Ведомостям” не удалось, но, судя по интернет-дневнику, радиодиджей серьезно отнесся к заданию. Он каждый день подробно рассказывал о своих победах и разочарованиях: сокрушался, что не смог расплатиться карточкой в гипермаркете “Ашан” (“эти странные люди принимают только <...> карты "Ашан", которые надо заводить <...> в некоем странном банке”) и поесть в “Макдоналдсе”, радовался, что помыл машину, заплатил налог на автомобиль и попил чай в отеле “Олимпик Пента”. По заданию MasterCard и просьбам посетителей блога Михайлову пришлось подвергнуть карточку серьезным испытаниям: постирать ее вместе с джинсами и “потерять”, чтобы посмотреть, сколько времени займет восстановление. Реалити-шоу оказалось успешным, вызвав большой интерес радиослушателей и пользователей Интернета, уверяют организаторы проекта — директор по маркетингу российского представительства MasterCard Ольга Полякова и гендиректор агентства PR-Technologies Глеб Сахрай. По словам Поляковой, скоро в шоу “Жизнь без наличных” (Cashless life 2007) примут участие новые герои, принадлежащие к разным социальным группам, а освещаться оно будет большим числом СМИ. “Европа+” была выбрана в качестве пилотной площадки, потому что ядро ее аудитории, составляющей около 7 млн человек, совпадает с аудиторией держателей пластиковых карт — работающими молодыми людьми 25-35 лет. “Мы приучили россиян к тому, что пластиковые карточки являются эквивалентом бумажных денег, сейчас наступило время учить людей не только снимать наличные в банкомате, но и расплачиваться картами”, — объясняет интерес к проекту Полякова.
Основной конкурент MasterCard — Visa решила с детских лет приучать россиян к пластиковым картам. В декабре производитель игрушек Hasbro начал в Москве продажи игры “Монополия”, сделанной совместно с Visa. В каждую ее коробку вместо привычных игрушечных купюр вложены специальная пластиковая карта Visa и мини-терминал, с помощью которого игроки совершают все “платежи”: покупку “недвижимости”, оплату штрафов и налогов “банку” и т. д. По словам сотрудника компании “Сакс”, дистрибутора Hasbro, новая “Монополия” оказалась очень популярной: в декабре были проданы все 1500 завезенных в Россию комплектов, а за два месяца 2007 г. в торговые организации отгружено еще 5000 “Монополий” розничной стоимостью 1600-2000 руб. Пресс-релиз Visa, посвященный запуску “Монополии”, цитирует Оливера Хьюза, главу представительства платежной системы в России: “Этот проект <...> поможет <...> завтрашним банковским клиентам в будущем сделать правильный выбор между картами Visa и <...> главным конкурентом — наличностью”.
Visa и MasterCard называют злейшим врагом именно наличность, а не друг друга. Оплата покупок в магазинах выгоднее платежным системам, чем снятие купюр в банкоматах, объясняет Аркадий Комягинский, старший вице-президент Связь-банка. Если комиссия за снятие наличных остается у владельца банкомата, то комиссия, которую магазины платят банку, обслуживающему розничную сеть, делятся между ним, банком — эмитентом карточки и платежной системой.
Пока большинство россиян предпочитает бумажные купюры. По данным MasterCard, на долю торгово-сервисных операций с использованием банковских карт их платежной системы в 2006 г. пришлось всего 8% (годом ранее 5%) от общего оборота, а в Visa — всего 7,14%. Это объясняется тем, что более 90% эмитированных в России карт — зарплатные, сетуют представители платежных систем. Победить привычку россиян к наличным будет непросто, предупреждает менеджер рекламного агентства McCann Erickson Russia Петр Михайловский, поэтому платежным системам не стоит ждать моментального эффекта от новых маркетинговых акций.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.