Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вино и ВТО
Эксперты винной индустрии в России единогласны в том, что у грузинского вина существует широкий потенциал в нашей стране. Во-первых, исторически сложилось так, что российский потребитель с уважением относится к винам Грузии, как к одной из составляющих ее национальной культуры. Во-вторых, российские покупатели хорошо разбираются в ассортименте грузинских вин.
В-третьих, вина Грузии производятся из таких уникальных сортов винограда, как Ркацители, Мцване, Саперави, Александроули, Хихви, Киси, Дзвелшави, Чхавери, Чинури, которые вызревая на плантациях этой страны, приобретают свой неповторимый индивидуальный вкус. Вот почему грузинское вино сможет найти отклик у ценителей этих напитков.
«В какой-то степени отсутствие грузинского вина в России является формальным запретом, а не только политическим недопониманием между двумя странами, – комментирует положение дел коммерческий директор сети алкогольных гипермаркетов Vinberry Максим Винокуров. – Ведь оно на протяжении 5-летнего перерыва все равно попадало на российский рынок нелегально, в последнее время с белорусской маркой, которая имеет более упрощенную систему получения разрешения продукции на ввоз. А безвизовые режимы Белоруссии и России позволяют спокойно пересекать границы и осуществлять провоз любого багажа через них. Грузинские сорта винограда очень активно продаются на границах с Абхазией, которая затем делает из него собственное вино. Учитывая то обстоятельство, что грузинские вина меньше появляются на российском рынке, абхазская продукция прочно завоевывает популярность в России. По анализу продаж в нашей сети, рост спроса на вина Абхазии увеличился практически на 50% в последние месяцы».
Что касается ценового сегмента, в котором может оказаться в рамках нынешней ситуации грузинское вино, то здесь вопрос также не однозначен. Эксперт отмечает, что вина Грузии будут стоить в районе 300-500 рублей на полках российской розницы. Низких цен, как было раньше до запрета импорта грузинских вин, теперь не будет. Ведь в 2008 году Грузия вышла из состава стран СНГ, а это означает, что поставщикам придется платить дополнительную пошлину на ввоз продукции в Россию, да и таможня к ним будет относиться со всей строгостью.
Грузинские вина были привлекательны для отечественного потребителя как ценой, так и качеством. А сегодня в этом сегменте, который ранее они занимали, появились достойные позиции из стран Нового Света и Украины, хотя они отчасти могут потеснить и их. Но если в Советском Союзе вина Грузии занимали 80% российского алкогольного рынка, то до запрета эта цифра не превышала 4% от всего алкогольного рынка России. А в современных условиях доля грузинских вин в России может составить всего лишь 2% от всего объема рынка. На это может потребоваться около 2-3 лет. Существующая винная инфраструктура в Грузии не успела за пятилетку потерять свои позиции, поскольку она активно работала с европейским рынком, куда и поныне осуществляет отгрузки своей продукции.
Эксперты полагают, что изначально количество официальных грузинских поставщиков вина в России не будет превышать и десяти. Как правило, это будут крупные компании, работающие в этой сфере много лет и хорошо зарекомендовавшие себя. Поэтому не придется сомневаться в качестве продукции – оно будет высоким. Однако с учетом пошлин и таможенных операций, стабильную цену на вина Грузии удержать не удастся, так что не факт, что продукция сможет выдержать существующую на российском рынке конкуренцию. Между тем сегодня ключевые производители грузинских вин уже представили на экспертизу в Роспотребнадзор образцы своей продукции. Так что вопрос является практически решенным. Осталось уладить технические нюансы, и есть надежда, что уже через несколько месяцев грузинское вино вновь появится на полках российских магазинов.
Вино в обмен на ВТО
26 августа 2011 года по инициативе грузинской стороны состоялись переговоры Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадия Онищенко с представителями Собрания Тбилиси и Всемирного Конгресса народов Грузии. Стороны обсудили конкретные шаги возобновления поставок вин из Грузии на российский рынок.
Представители Грузии подтвердили желание и готовность грузинских производителей к сотрудничеству в целях реализации мер, которые будут способствовать соответствию винодельческой продукции требованиям действующего и разрабатываемого законодательства Российской Федерации и Таможенного союза, а также гарантируют отсутствие возможностей для поставок некачественных или фальсифицированных алкогольных напитков из Грузии.
Роспотребнадзор изложил условия, которые позволят бизнес сообществу Грузии поэтапно обеспечить выполнение российских требований к качеству продукции виноделия, включая экспертные встречи, организацию инспекционных визитов и соответствующего документального и лабораторного контроля.
Ожидается, что обсуждение субстантивных условий возобновления поставок в Российскую Федерацию вин, производимых в Грузии, начнется после соответствующих обращений грузинских производителей в адрес Роспотребнадзора.
Эксперты связывают усилия российских властей по возврату вин Грузии на полки магазинов с желанием Москвы вступить во Всемирную торговую организацию. Тбилиси пока не дает такого согласия, требуя выполнения ряда условий, в частности размещения на границах России с Абхазией и Южной Осетией международных наблюдателей.
Короткая память
Что касается еще одного традиционного грузинского напитка – «Боржоми», то возвращения его на российский рынок ждут далеко не все жители страны. Нет единства и в мнениях наших сограждан относительно того, надо ли возобновлять ввоз «Боржоми» в Россию: сторонников и противников снятия запрета – примерно по трети.
За возвращение грузинской воды чаще те, кто пил ее раньше, против – те, кто никогда не пробовал, говорится в исследовании ФОМ. На вопрос, надо или не надо снять запрет на ввоз грузинской минеральной воды в Россию, 34% респондентов ответили утвердительно, 36% – отрицательно, еще 29 затруднились ответить.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.