Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 2153
Поделиться
Весь спрос с импорта
Росстат обнаружил бурный рост капитальных инвестиций: в мае 2011 года: к маю 2010 года они выросли на 7,4%. По мнению аналитиков, рост обеспечен в основном инвестиционным импортом — спрос на него стал единственным параметром, по которому РФ превзошла докризисные показатели. Зафиксированные Росстатом снижение безработицы и рост реальных зарплат населения также поддержали потребительский спрос — однако обороты ритейла тоже обеспечены растущим импортом, говорят эксперты.
Инвестиции в основной капитал в РФ в мае 2011 года выросли на 7,4% по сравнению с маем 2010 года, сообщил вчера Росстат (в апреле рост составил 2,2%). Рост инвестиций в мае оказался значительно выше консенсус-прогноза экономистов в 4%. В то же время из-за провала в первом квартале с начала 2011 года инвестиции увеличились лишь на 2% в годовом выражении. Схожую динамику этот показатель демонстрировал и в январе—мае 2010 года — тогда снижение инвестиций составило 0,8%, при этом в мае 2010 года также зафиксирован рост — на 5,6%.
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечают, что данные Росстата не отражают реальной помесячной динамики капвложений: компании получают их при подготовке квартальной бухгалтерской отчетности, а помесячная динамика Росстата основана на «весьма приблизительных оценках». При этом по оценке ЦМАКПа, основанной на косвенных показателях, в последние месяцы интенсивность восстановления инвестактивности усилилась. В апреле—мае рост соответствующего индекса ЦМАКПа, основанного на предложении инвестиционных товаров со снятой сезонностью, составил 2,8% в месяц против 1,1% кварталом ранее. В то же время в центре отмечают: темпы роста инвестиций отстают от докризисных показателей на 9%, а единственным индикатором, который на 0,5% превысил уровень января—сентября 2008 года, стал спрос на инвестиционный импорт.
Потребительский спрос также растет. По мнению экспертов, поддержку ему оказывает оживление рынка труда. Данные о снижении безработицы свидетельствуют: по методологии Международной организации труда, с апреля по май 2011 года безработица сократилась с 7,2% до 6,4% экономически активного населения и составила 4,9 млн человек. В то же время рост оборота розницы в мае 2011 года к маю 2010 года по данным Росстата составил 5,5%. «Ритейл отражает сильный рост потребительского спроса»,— отмечают аналитики Goldman Sachs.
Впрочем, данные Росстата о доходах населения не подтверждают позитивной статистики потребительского спроса. Если после пересмотра (с учетом итогов переписи и увеличения задолженности по кредитам) апрельское снижение реальных доходов населения оказалось не столь глубоким — минус 3,8% вместо минус 6,5% к апрелю 2010 года, то данные за май вновь показали рекордное их падение — минус 7%. Эксперты говорят о влиянии на данные статведомства о доходах дедолларизации экономики в мае 2010 года и роста активности населения в получении новых кредитов весной 2011-го — и ждут в ближайшей перспективе «позитивного сдвига к концу лета — началу осени», в том числе за счет низкой инфляции и роста зарплат бюджетников. Игорь Поляков из ЦМАКПа уверен, что ситуация с доходами «выровняется»: «Наблюдается спрос на труд, увеличение занятости и окончательная стабилизация рынка труда».
В пользу этого говорит и то, что снижение реальных доходов населения Росстат фиксирует на фоне роста реальных зарплат: в мае 2011 года к маю 2010 года на 2,6% при снижающейся безработице. Правда, Татьяна Орлова из Nomura констатирует: растущие зарплаты и объемы потребительского кредитования обеспечивают скорее спрос на импорт, нежели на российские товары.
Коммерсантъ Олег Сапожков, Дарья Николаева
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?