Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Вдвое меньше магазинов
Девелоперы не успевают с вводом объявленных торговых площадей
В начале 2009 года к выходу на московский рынок было заявлено порядка 1,5 млн кв. м торговых площадей, из них пригодных к аренде — 763 тыс. кв. м. Тем временем в первом полугодии открылась лишь треть запланированных площадей: по подсчетам аналитиков компании Colliers International, в эксплуатацию введено 420 тыс. кв. м, из которых 217 тыс. кв. м пригодно к аренде. В целом в 2009 году на столичный рынок выйдет не более 50% объявленных торговых площадей, прогнозируют аналитики.
С начала этого года введены ТЦ «Метрополис» (Ленинградское шоссе, 205 тыс. кв. м), «Мегаполис» (пр-т Андропова, 72 тыс. кв. м), «Спектр» (Новоясеневский пр-т, 54 тыс. кв. м), «Филион» (Багратионовский проезд, 87,6 тыс. кв. м) и другие. «Причем более 50% выходящих и заявленных к выходу проектов — это незавершенные в срок проекты, которые должны были выйти в предыдущие годы», — отмечается в отчете Colliers International.
Тем временем аналитики компании «Магазин магазинов CBRE» отмечают, что в этом году прирост торговых площадей самый высокий за последние пять лет: по их подсчетам, в первом полугодии этого года было введено 208 тыс. кв. м торговых площадей против 70 тыс. кв. м за аналогичный период 2008 года.
К середине года стало понятно, что в целом в 2009 году на рынок выйдет не более 50% запланированных площадей, говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. До конца года в Москве, по ее данным, должны быть запущены такие проекты, как «Ростокино» (пр-т Мира, площадь 240 тыс. кв. м), «Вива» (ул. Куликовская, 34 тыс. кв. м), ТЦ «Рио» (на границе МКАД и Реутова, 200 тыс. кв. м). Кроме того, достраивается и скоро будет открыт ряд небольших торговых центров в спальных районах Москвы и в городах-спутниках.
«Несмотря на значительное количество замороженных проектов, процесс вывода на рынок уже строящихся торговых площадей способен обеспечить спрос со стороны арендаторов в ближайшие годы», — говорится в отчете «Магазин магазинов CBRE». Специалисты Colliers International даже отмечают увеличение вакантных мест в торговых центрах. В Москве этот показатель вырос до уровня 2002 года и составил 15%, в регионах он достигает 25%. «Особенно сложно происходит процесс привлечения арендаторов в новые торговые центры: так, при открытии ТЦ «Филион» не функционировало более 30% торговых площадей», — говорят аналитики «Магазин магазинов CBRE».
Тем не менее во втором квартале 2009 года эксперты отметили замедление снижения арендных ставок. Многие собственники торговых центров имеют финансовые обязательства перед своими партнерами и банками, исполнение которых обеспечивается поступающими арендными платежами, объясняют аналитики. В настоящий момент на рынке практически достигнут минимальный предел величины арендных ставок. Правда, все большее количество ритейлеров договариваются с собственниками торговых центров об оплате в виде процента от оборота. Для собственников одежных магазинов, по оценке Colliers, ставка составляет 10—12% от оборота, для продуктового ритейла — 3—4%.
Во втором полугодии 2009 года аналитики не ждут серьезных изменений в арендной политике девелоперов. Однако в 2010 и последующих годах может возникнуть дефицит площадей в результате замораживания многих проектов, находящихся на начальной стадии строительства или на стадии проектирования. Это может значительно подогреть рынок, и арендные ставки вновь окажутся на докризисном уровне.
ДАРЬЯ ЧЕРКУДИНОВА, www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?