Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В законе «О торговле» ищут слабые места
Минпромторг просит совета у ритейлеров
Минпромторг запросил у ритейлеров предложения о том, как можно дополнить закон «О торговле». Чиновников интересует, нужна ли корректировка списка социально значимых товаров и целесообразно ли вводить на них ограничение наценок.
“Ъ” ознакомился с перечнем из 18 вопросов, который Минпромторг разослал участникам продовольственного рынка в рамках подготовки доклада об итогах мониторинга правоприменения закона «О торговле». В министерстве уточнили, что оценка проводится в плановом порядке, который установлен распоряжением правительства в 2011 году. Ответить на вопросы ритейлеры должны в течение двух недель. Затем в течение следующих двух недель информация будет проанализирована.
Основные вопросы, которые интересуют министерство,— нужна ли корректировка списка социально значимых товаров и целесообразно ли вводить на них ограничение наценок. Согласно закону «О торговле», в перечень социально значимых продуктов входят говядина, свинина, баранина, кура, рыба мороженая, сливочное и подсолнечное масла, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, несколько видов хлеба, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь и яблоки. В статье 8 документа сказано, что если цены на товары из этого списка вырастут на 30% за 30 календарных дней, то государство имеет право вмешаться в процесс и установить предельно допустимые значения, которые будут использоваться в течение 90 дней.
С момента действия закона (вступил в силу 1 февраля 2010 года) такой ситуации не возникло ни разу. В том числе это обусловлено и тем, что процедура фиксации цен достаточно сложна: Минэкономики должно провести мониторинг стоимости продуктов, выделить «проблемные» товары, а затем внести предложение в правительство. Ограничение наценок на товары из списка социально значимых просто опустило бы механизм мониторинга цен на эти продукты и сняло бы дополнительный контроль со стороны государства за ценами, которые уже и не вырастут.
Совладелец крупнейшей в России розничной сети по выручке «Магнит» Сергей Галицкий считает, что расширять перечень социально значимых товаров не следует, как и «не следует какое-то время трогать закон “О торговле”«. По его мнению, «в современном мире сама идея наценок пропадает: они регулируются конкуренцией». Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет производителей крупных брендов) Алексей Поповичев считает, что в качестве поправок к закону «О торговле» нужно внести две идеи — отменить вознаграждения для дистрибуторов и запретить торговым сетям продавать товары ниже закупочной цены.
Также Минпромторг просит оценить практическое воздействие нормы закона, которая ограничила развитие ритейлеров 25%. С конца прошлого года в отрасли активно обсуждаются поправки к закону, которые, в частности, должны увеличить этот порог до 35%.
По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в России в 2012 году составил 21,32 трлн руб. (+5,9% к 2011 году). Из них на продуктовую розницу пришлось 9,9 трлн руб., оставшиеся 11,4 трлн руб.— на торговлю непродуктовыми товарами. На долю совокупной выручки десяти крупнейших продуктовых ритейлеров по итогам 2012 года приходится 19,5% оборота розничной торговли — 1,9 трлн руб.
В прошлом июле оценку воздействия закона уже провело Минэкономразвития. Ее целью было выявить и устранить необоснованные требования закона, которые отрицательно сказываются на бизнес-среде. Участники рынка высказывали свои позиции по волнующим их пунктам. Тогда выяснилось, что лишь 2–3% поставщиков почувствовали облегчение условий контрактов с сетями, а на состояние конкуренции в секторе принятие закона и вовсе не повлияло. При этом административные издержки закон увеличил, а действия Федеральной антимонопольной службы по выявлению нарушителей оказались невпечатляющими — несколько десятков случаев в год. В ряде отдаленных регионов закон прямо увеличил цены и ограничил ассортимент. Пока это исследование к принятию новых поправок к закону не привело.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?