Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
В Украине дорожают продукты – у чиновников объяснений нет
В Украине дорожают продукты питания, в то время как в Европе, наоборот, - дешевеют. В течение прошлого года стоимость продуктовой корзины повысилась на 10%.
Рекордными темпами подорожали твердый сыр, картофель, сахар и яйца. Цена увеличилась практически на 50%.
Подорожание сыра и молочных продуктов эксперты объясняют нехваткой качественного молочного сырья. В 2009 году объем производства составил почти 11 миллионов тонн, что на 1,5 миллиона меньше прошлогоднего показателя. Кроме того, осенью резко подорожало молоко почти вдвое. По словам Василия Винтоняка, директора консалтинговой компании "Инфагро", кроме снижения объемов молока, существует еще и проблема сезонности. Зимой надои падают на 35-40% по сравнению с летом. Инна Ильенко, эксперт рынка молока Украинского аграрного клуба добавляет, что 80% молока изготавливается в хозяйствах населения и лишь 20% - в сельхозпредприятиях.
С сахаром ситуация не лучше. Объемы потребления третий год подряд превышают производство. При внутренней потребности на уровне 2-х миллионов тонн в прошлом году произвели 1,3 миллиона тонн. Производители, получившие квоту на ввоз тростникового сахара, его не завозят, поскольку дефицит им на руку. "Сахара, произведенного в конце 2009 года, на складах практически уже нет, поэтому так сильно растет цена", - объясняет Тамара Левченко, старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital.
Картофель также подорожал почти вдвое. У селян его сегодня можно приобрести по цене 5 гривен за 1 килограмм, в супермаркетах – 7 гривен за 1 килограмм. В прошлом году было собрано порядка 20 миллиона тонн картофеля. Однако промышленное производство составляет всего лишь 3%, остальное – выращивается в частных домовладениях. На открытые рынки попадает только 12-14%. Такой картофель гораздо дешевле промышленного, так как выращивается без учета человеческого труда. Но селяне устанавливают цены на продукцию, оглядываясь на ритейл. По мнению Андрея Товстопята, аналитика агрорынка Украинского аграрного клуба, несмотря на большие объемы производства картофеля, предложение получается ограниченным, что влечет за собой повышение цены.
Со своей стороны, чиновники не могут объяснить подорожание продуктов. А АМКУ начал проверки торговли. "Нет экономических причин для такого существенного роста цен", – заверяет Александр Мельников, и. о. главы АМКУ. Но эффективных мер по сдерживанию цен у правительства нет. Единственное, что они сейчас могут, - требовать от производителей и торговли обоснование повышения стоимости. А штрафы для последних – мелочи, по сравнению с прибылью.
Инна Полукард, UBR.UA
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.